- Танзания. Народное образование и научные учреждения
Университетский комплекс в Дар-эс-Саламе.
Миссионерские начальные школы на территории Танзании были созданы в начале XIX в., первые государственные начальные школы на Занзибаре в 1907, средние в 1936; в Танганьике государственные начальные в 1914, средние в 1933. К 1950 имелось 2 профшколы (в провинциях Ифанда и Моши) с 3-летним сроком обучения на базе начальной школы.
До провозглашения независимости более 90% населения было неграмотно. Школьная система строилась на основе расовой сегрегации; существовали школы для англичан, лиц азиатского происхождения и африканцев, школой было охвачено менее 1/5 детей. Абсолютное большинство детей начальной школы отсеивалось, не окончив 4 классов. В конце 50-х гг. английские власти расходовали в среднем на обучение 1 африканца в год в 30 раз меньше, чем на обучение белого. Обучение в начальной и средней школах осуществлялось на английском языке. Высших учебных заведений не было, единицы африканцев получали высшее образование в Великобритании или в университете Макерере (Уганда).
После провозглашения независимости в стране началась перестройка системы образования. В 1961 был принят декрет об отмене расовой сегрегации и дискриминации по религиозному признаку в области образования. Началось создание интегрированной школьной системы для всех этнических групп населения. Начальное образование было передано в ведение местных органов власти. После объединения Танганьики и Занзибара в Объединённую Республика Т. была принята единая школьная система: 8-летняя начальная и 4-летняя средняя школа. В период 1-го пятилетнего плана (1964—68) основное внимание было обращено на развитие среднего образования и подготовку необходимых национальных кадров, в период 2-го (1969—74) — на развитие начального образования, ликвидацию неграмотности и обучение взрослых.
Принятая в 1967 Арушская декларация предусматривала: развитие школьной системы в интересах широких народных масс; сочетание обучения с производительным трудом; введение на всех ступенях образования политического и трудового воспитания и подготовку учащихся к производительному труду, прежде всего в области сельского хозяйства (поскольку 90% населения страны проживает в сельской местности); переход к 7-летней единой начальной школе. Началось создание так называемых коллективных деревень уджамаа, сыгравших большую роль в развитии массового начального образования и ликвидации неграмотности. В 1968 таких деревень было 180, в 1981 — 8,2 тыс. (в них проживало практически всё сельское население). В каждой уджамаа обязательно открывались начальная школа и курсы по ликвидации неграмотности и обучению взрослых. В 1973/74 учебном году на них обучалось свыше 2750 тыс. человек.
В результате проведённых мер неграмотность среди взрослого населения к 1980 снизилась до 27%.
Начальная школа — 7-летняя, состоит из младших классов (1—4-й) и старших (5—7-й), обязательна для всех детей и подростков от 7 до 14 лет. В 1980/81 учебном году было около 10 тыс. начальных школ, в которых работало 81,3 тыс. учителей и обучалось 3,361 тыс. учащихся (более 93% детей от 7 до 14 лет). Обучение в начальной школе идёт на суахили, с 3-го класса изучается английский язык.
Средняя школа — 6-летняя: 4 года в неполной (младшей) и 2 года в полной (старшей). Большая часть средних школ находится в городах и представляет собой школы-интернаты. В 1980/81 учебном году в средних общеобразовательных школах работало более 2,4 тыс. учителей и обучалось 67,9 тыс. учащихся (в 1979/80 — 68,3 тыс.), в том числе 28,5 тыс. учащихся в частных средних школах. В неполной средней школе имеется специализация (сельскохозяйственный, домоводческий, коммерческий и технический уклоны). На старшей ступени (12—13-й классы) средней школы ведётся подготовка ограниченного числа учащихся к поступлению в университет.
Профтехподготовка осуществляется на базе начальной школы в низших профессионально-технических учебных заведениях и курсах в течение 1—4 лет (в 1976/77 учебном году в них обучалось 1765 учащихся) и в профтехцентрах в течение 2 лет, в 1981/82 учебном году их было 275 с более чем 10 тыс. учащихся, а также в среднетехнических учебных заведениях на базе неполной средней школы (в 1980/81 учебном году в них обучалось более 1,3 тыс. учащихся).
Учителя для младших классов (1—4) начальной школы готовятся в течение 3 лет на базе начальной школы, учителя для старших (5—7-й) классов начальной школы — в течение 2 лет на базе неполной (младшей) средней школы. В 1980/81 учебном году в системе подготовки учителей для начальной школы обучалось 11423 учащихся. Учителя для средней школы готовятся в Университете в Дар-эс-Саламе, Национальном педагогическом институте в Корогве и ряде педагогических колледжей.
Руководство народным образованием осуществляет Министерство национального образования, оно же ведает средними учебными заведениями и вузами. Начальное образование находится в ведении местных органов власти и деревень уджамаа. Все виды образования в Танзании бесплатны (за исключением части средних школ, которые принадлежат частным организациям). На нужды образования в 1981/82 учебном году было выделено 5% ВНП (в 1971/72 учебном году — 3,8%).
Университет в Дар-эс-Саламе (основан в 1961 как университетский колледж, статус университета с 1970); свыше 3,4 тыс. студентов. 850 преподавателей в 1981/82 учебном году, факультеты: юридический, гуманитарных и социальных наук, медицинский, сельскохозяйственный, лесной и ветеринарный, инженерный, коммерции и управления. В 1980/81 учебном году высшее образование за рубежом получили 1450 студентов.
Научную работу координирует с 1972 Национальный совет научных исследований (отделы природных ресурсов, медицины, промышленных исследований, национальный центр документации, национальный институт стандартов). Восточно-африканский институт медицинских исследований в Мванзе, Восточно-африканский институт малярии и инфекционных болезней в Танге, Восточно-африканская исследовательская организация по изучению проблем морского рыболовства на Занзибаре, Танзанийское отделение Восточно-африканского метеорологического центра в Дар-эс-Саламе, исследовательский институт по борьбе с вредителями сельского хозяйства в Аруше, исследовательский институт зверей и животных в Додоме, исследовательский центр фольклора и африканских языков на Занзибаре. При Министерстве сельского хозяйства: исследовательский институт лесоводства в Лушото, Исследовательская станция сизаля в г. Танга, Центральная ветлаборатория в Дар-эс-Саламе и др. При Университете в Дар-эс-Саламе: Бюро экономических исследований, исследовательский институт языка суахили. Научные исследования в области педагогики ведутся в Университете, Национальном педагогическом институте в Корогве, Министерстве национального образования и Национальной комиссии по проблемам образования (основана в 1981).
Библиотеки: Национальная центральная библиотека (основана в 1967 на базе временной библиотеки для населения столицы, создана в 1965, свыше 1 млн. томов в 1982), библиотека Университета (более 350 тыс. томов) — в Дар-эс-Саламе. Музеи: Национальный музей Т. в Дар-эс-Саламе (основан в 1937, Национальный музей с 1963); Государственный музей Занзибара (1925); Этнографический музей-деревня вблизи Дар-эс-Салама (1966); Медицинский музей-лаборатория в Дар-эс-Саламе; Геологический музей в Додоме и др.
В. 3. Клепиков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.