- сенуфо искусство
Птица.
Сенуфо.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.сену́фо иску́сство. В традиционном искусстве сенуфо сочетаются геометризованно-условные формы пластики народов Западного Судана с некоторым натурализмом, присущим искусству народов Гвинейского побережья. Большой известностью пользуются маски сенуфо благодаря их разнообразию и устойчивым, легко узнаваемым признакам внутри каждого иконографического типа. На первом месте стоят антропоморфные маски-личины «кпели» («гпелие», «когелие», «кулиу») в форме узкого овала с вогнутой лицевой частью в виде «сердечка», умеренно стилизованными чертами лица с удлинённым тонким носом, щелевидными прорезями для глаз и выдвинутым вперёд овальным, реже прямоугольным, ртом с 2 рядами зубов (иногда рот находится на самом конце суживающегося книзу подбородка). Навершия масок «кпели» отличаются исключительным разнообразием (рога баранов, птицы калао, фигурки людей или животных, условные геометрические символические фигуры). Маски выполнены из дерева, тщательно отполированы и зачернены на огне или покрыты чёрной и тёмно-коричневой краской, изредка встречаются старинные бронзовые образцы. Иной характер носят экспрессивные зооморфно-антропоморфные маски-шлемы «пониуго» («кпониуго», «гбон», «кагба», «носсоло»), изображающие фантастическое существо, соединяющее признаки разных животных. Среди различных вариантов «пониуго» янусовидные (с 2 оскаленными мордами, обращёнными в противоположные стороны), включающие в навершие небольшой сосуд с магической смесью «ва» («ваниуго»). Маски «коробла» («корубла») представляют собой несколько упрощённый вариант «пониуго», но более лаконичны и монументальны. Более архаичны маски «дегеле» в виде куполообразного, реже прямоугольного шлема с отверстием для лица, закрытого куском ткани, расшитой раковинами каури, распространённые в северных районах и используемые лишь в торжественных погребальных обрядах, посвящённых членам высших ступеней иерархии тайного общества Ло. Необычны маски-наголовники с конусообразным основанием с 1 или 2 головами антилопы, увенчанным большой резной доской, на которой в несколько ярусов изображены стилизованные фигуры всадников, женщин или птиц. Среди памятников круглой скульптуры сенуфо наиболее известны большие (до 1 м и более) фигуры «дебле» (мужские, женские, двуполые, сдвоенные), обобщённых и слегка закруглённых геометрических форм. Черты вытянутых лиц стилизованы и напоминают маски «кпели», некоторые имеют сложное ажурное навершие. Другой вид скульптуры женские фигуры (так называемая жена пахаря), близкие по стилю к аналогичным произведениям народа бамбара. С сельскохозяйственными культами связаны статуэтки с корзиной, сосудом или ступкой на голове, используемые членами тайного женского общества Сандго, занимающегося гаданием. Распространены фигуры всадников с типичным для африканского искусства искажением пропорций, которые выражаются в резком несоответствии фигуры человека и лошади (последние гораздо меньше) и в заметно укороченных ногах всадника. Сама фигура, сильно откинутая назад, выполнена с предельной натуралистичностью. Интересны резные деревянные рельефы сенуфо, предназначенные для украшения жилищ, и предметы утилитарного и культового характера резные сосуды, ступки, сиденья, жезлы и т. д.
Литература:
Шандицева Т. Б., Маски народа сенуфо. в кн.: Научные сообщения Государственного музея искусства народов Востока, в. 12, М., 1979;Holes B., Le sénoufo, Р., 1957;
Gold water R., Senufo sculpture from West Africa, N. Y., 1964.Н. E. Григорович.
Рельеф.
Университетский музей.
Филадельфия.
Маска «кпепи».
Дерево.
Частное собрание.
Деревянная двойная маска.
Частное собрание.
Швейцария.
Деревянная статуэтка.
Частное собрание.
Париж.
Маска «корубла».
Дерево.
Британский музей.
Лондон.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.