- Сенегал. Архитектура и изобразительное искусство
Ж. Диоп «Родители».
Двойная маска.
Дерево.
Дакар.Среди памятников средневековой культуры Сенегала — могильники в виде невысоких круглых насыпей, мегалиты-менгиры прямоугольного и круглого сечений, поставленные по кругу (XII—XIV вв.; район Тамба-кунды), блестящие по мастерству исполнения ювелирные изделия (XIV в.): серебряное и золотое ожерелья, золотая нагрудная бляха, золотые подвески, серебряные запястья, ножные браслеты. В некоторых районах С. находят фрагменты круглодонной керамики, реже — медные сосуды с крышками.
В сельских местностях распространены квадратные в плане глинобитные хижины с травяными 4-скатными крышами (в западных районах), круглые хижины из ветвей с коническими травяными кровлями (в восточных районах), а также прямоугольные глинобитные хижины с навесами. В южных районах преобладают глинобитные или выстроенные из банко круглые, квадратные или прямоугольные в плане хижины, поставленные цепочкой или подковой. Характерны также овальные жилища, окружённые верандой. Их фасады расписаны красной и синей красками (изображения животных и современной техники — самолётов, пароходов). В городах, возникавших с середины XVII в., — постройки из глины на деревянных каркасах, выступающих на фасаде в виде пилястр и кессонов. Господство ислама обусловило появление мечетей, среди которых наиболее интересна мечеть в Тубе — каменное прямоугольное здание с окружённым галереями двором и четырьмя 8-гранными минаретами, выстроенная в стиле средневековой архитектуры Северной Африки со стилизованными подковообразными арками и венчающими стены ступенчатыми зубцами. Современное строительство сосредоточено в городах (главным образом в Дакаре), где по проектам в основном французских архитекторов возводятся жилые кварталы, фабрики, отели, административные здания с чертами европейской архитектуры XX в. Многоэтажные жилые дома снабжены солнцезащитными устройствами и приспособлены к тропическому климату. После 1960 строятся чётко распланированные рабочие посёлки с 1—2-этажными домами из бетона.
На небольшой территории между Гамбией и Гвинеей-Бисау изготовляют плетёные ритуальные маски. Они имеют шлемовидную форму, украшаются зёрнами, раковинами и обрамляются пышной бахромой из растительных волокон пальмы рафии. С середины XX в. развивается профессиональное изобразительное искусство. Творчество ведущих мастеров (Папа Ибра Талл, Ибрахим Ндиай и др.), получивших художественное образование в Европе, связано с различными направлениями современного французского искусства. Этому немало способствует деятельность Школы изящных искусств в Дакаре, где преподавание ведётся по 2 направлениям. Первое возглавили Папа Ибра Талл и И. Ндиай, которые ведут преподавание, опираясь на изучение классического западно-европейского искусства, осваивая и перерабатывая его в соответствии с местными условиями (ученики — Ибу Диуф и др.). Второе направление возглавляет П. Лодс (см. Пото-Пото), придерживающийся методов «ненавязчивого обучения» (ученики Папа Сиди Диоп, Амаду Йеро Ба и др.). Мастеров, окончивших школу, объединяют общие черты — поэтичность, накал чувств, любовь к миру сказочных образов, повышенная декоративность цвета, стремление к узорчатости, орнаментальности композиции и рисунка. Тематика живописи связана с африканской действительностью. Нередко художники обращаются к фольклору, народным преданиям и мифам. Но и в произведениях, выполненных целиком в европейской манере, чувствуется стремление передать неповторимый африканский колорит. Графика С. наряду с тенденцией к декоративной изысканности (произведения Амаду Йеро Ба) интересна своей очерково-публицистической направленностью («Путешествие по Сенегалу» Папа Ибра Талла). В ней своеобразно сочетаются профессиональная культура и безудержная стихия народной фантазии (иллюстрации к «Сказкам и легендам Сенегала» Папа Ибра Талла).
Среди художественных ремёсел широко распространены резьба по дереву (домашняя утварь, мебель), гончарное дело (при Школе изящных искусств работает мастерская керамики, где наряду с традиционными сосудами создаются декоративная пластика и эмоциональные жанровые композиции), плетение (ярко раскрашенные циновки, сумки, пояса), ткачество, изделия из крокодиловой и змеиной кожи.
Большим художественным мастерством отличаются ювелирные изделия, в том числе тончайшая филигранная отделка золотых украшений. Известно искусство шлифовки драгоценных камней. В 1965 открыта Экспериментальная мастерская в Тиесе, где мастера, получившие образование в Обюсоне (Франция), создают декоративное панно по эскизам сенегальских художников. В узорах ковров, выполненных в лилово-жемчужной, изумрудно-зелёной цветовой гамме с отдельными яркими ударами локальных тонов, причудливо переплетаются фантастические растения с диковинными птицами и мифологическими персонажами.
В. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Мотыга.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого.
Ленинград.
Административное здание на площади Освобождения в Дакаре.
Пала Ибра Талл.
«Мужской портрет».
Темпера.
195060-е гг.
Амаду Йеро Ба.
«Композиция».
Рисунок тушью.
195060-е гг.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.