- Сенегал. Литература
Литература Сенегала развивается на французском и местных национальных языках. В С. существует Давняя устная поэтическая традиция, богатая жанрами и имеющая профессиональных сказителей — гриотов. После провозглашения независимости (1960) стала создаваться письменность на местных национальных языках: волоф, серер, фула, диола, малинке (мандинго) и сосинке (сарахоле).
Первое литературное произведение появилось в 1926 — автобиографии, повесть Бакари Диалло «Сила — Доброта». Литература С. рано оформилась как национальная литература. Этому во многом способствовали движение негритюда 30-х гг. XX в. и деятельность одного из его провозвестников Л. Сенгора. Созданная при его активном участии газета «Этюдьян нудар» («L’etudiant noir», Париж, 1934—41) провозглашала единство и самобытность негро-африканской культуры, необходимость обращения к истокам, изучения своих культурных ценностей. В глубоко национальной поэзии Сенгора отразились идея служения народу, гражданственность, романтический пафос и передана яркость красок Африки («Песни в сумраке», 1945). Вместе с тем поэзия Сенгора отмечена влиянием эстетики негритюда, отсюда идеи негритянской исключительности, мессианства (сборник «Эфиопские мотивы», 1956). Сенгор — автор лирических произведений (поэма «Элегия ветрам», 1969, цикл стихов «Осенние письма», 1973). Романтизация и эстетизация прошлого, былой героики Африки свойственны творчеству У. Д. Сосе, основоположника сенегальской прозы. Создавая реалистические картины сенегальской действительности, Сосе посвящал свои произведения проблемам молодого поколения, взаимоотношениям старой традиционной Африки и новой европейской цивилизации (роман «Карим», 1935).
Новый этап в развитии литературы С. — период, связанный с активной политической борьбой за обретение независимости (вторая половина 40-х —50-е гг.). Важную роль в объединении литературных сил сыграли журнал и издательство «Презанс африкен» («Présence Africaine») (с 1947). Яркое политическое звучание приобретает поэзия Давида Диопа, представителя революционного направления в литературе С. В 50—60-х гг. интенсивно развивается проза. Бираго Диоп, начав творческий путь в 20-х гг. как поэт, с 40-х гг. обращается к литературной обработке народных сказок, воплощающих богатство древней африканской культуры («Сказки Амаду Кумба», 1947; «Новые сказки Амаду Кумба», 1958; «Сказки и присказки», 1963). Социальные тенденции развиваются в реалистических романах Абдулая Саджи. Своеобразное преломление концепции негритюда с религиозными (мусульманскими) идеалами характерно для творчества Шейха Хамиду Кана. В жанре остропублицистического социального романа, обосновывающего необходимость борьбы против колониального ига и решительной модернизации африканской жизни, работает У. Сембен (романы «Чёрный докер», 1956; «Родина моя, прекрасный мой народ!», 1957, русский перевод «Сын Сенегала», 1958; «Божьи деревяшки», 1960, русский перевод «Тростинки господа бога», 1962; «Референдум», 1964). В 1965 Сембен опубликовал повесть «Почтовый перевод», посвящённую жизни городской африканской бедноты в независимом С.
В литературе С. в 70-х гг. намечается оживление в результате начавшейся деятельности издательства «Нувель эдисьон африкен», публикующего произведения писателей С. и Берега Слоновой Кости. В творчестве многих поэтов С. 70-х гг. по-разному трактуются идеи негритюда: от консервативного (Ламин Ньянг, «Негритянские мотивы», 1968) до современного понимания его (как идея братства и сосуществования народов) с сильной социальной направленностью: Ламин Диакхате (сборники «Радость континента», 1954; «Шестой день творения», 1963; «Время памяти», 1967), Амаду Мустафа Вад (сборник «Поэмы», 1966). Поэтическое творчество Малика Фалла (сборник «Рельефы», 1964) связано с национальным и культурным строительством в С. Социально-политическая проблематика разрабатывается в творчестве Амаду Траоре Диопа (сборник стихов «Мой бог чёрный», 1975), Жана Бриера, эмигрировавшего в С. из Гаити.
В прозе усиливается интерес к общенациональным проблемам, разрабатывается историческая тематика. Героизация национального прошлого характерна для творчества Амаду Сиссе Диа (пьесы «Последние дни Лата Диора» и «Смерть Дамеля» —обе 1965), Шейха Ндао (пьесы «Исход Альбури», «Решение» — обе 1967; «Сын Апьмани», 1973; «Остров “Бахила”», 1975; сборник рассказов «Марабут засухи», 1979). Появляются эпические произведения, переосмысливающие события прошлого с точки зрения современности (творчество Мамаду Сейни Мбенге). Критика неоколониализма, интерес к судьбе своего народа, стремление способствовать улучшению его жизни в сочинениях Сембена, Аминаты Coy Фалла (романы «Привидение», 1976; «Стачка нищих — батту», 1980), Нафиссату Диалло (роман «Из Тилены на Плато», 1976).
Т. М. Петрова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.