- рега искусство
ре́га иску́сство. Маски рега в основном связаны с деятельностью тайного общества Бвами и используются во время обряда инициации (их не надевают на лицо, а держат в руках, вешают на ограду или прислоняют к стене). Выполненные из дерева или слоновой кости, маски рега отличаются мягкостью моделирования и тщательностью отделки и полировки. Их общие очертания приближаются к плавному овалу, лицевая часть вогнутая и напоминает форму «сердечка». Тонкий нос переходит в высокие полукруглые брови, глаза иногда имеют форму «кофейного зерна», иногда исполняются в виде узких прорезей, реже высверленных круглых отверстий. У некоторых масок вместо глаз вставляются раковины, которые могут имитироваться резьбой по кости или дереву. Небольшой рот обычно слегка углублён, губы фактически отсутствуют. Деревянные маски остаются монохромными или окрашиваются в белый цвет (лицевая часть), маски из слоновой кости часто покрываются узором из точек и натираются пальмовым маслом до красноватого оттенка. Круглая скульптура встречается у рега редко. Из слоновой кости создают небольшие ритуальные жезлы, которые наряду с масками используются в обрядах инициации общества Бвами и представляют собой условно выполненную человеческую фигуру, лишённую рук и ног, с лицом, типологически близким к маскам. Широко известна экспрессивная фигурка человека с поднятыми руками, также вырезанная из слоновой кости.
Литература:
Biebuyck D., Function of a Lega mask, «Internationales Archiv für Ethnographic», 1954, v. 47, № 1;
Его же. Lega culture; art, initiation and moral philosophy among a Central African people, Berk., [1973].Н. Е. Григорович.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.