- Протестантизм
Протестантизм в Африке. На начало 1980-х гг. число протестантов в Африке превышало 40 млн. человек (около 10% населения континента). Из них около 36% в Южной Африке, 29% в Западной и по 15% в Восточной и Центральной Африке. В Намибии и ЮАР протестанты составляют около 40% население, от 33 до 25% в Ботсване, Габоне, Камеруне, Лесото, на Мадагаскаре, в Малави и на некоторых прилегающих к Африке островах Индийского океана, от 10 до 16% в Анголе, Гане, Заире, Замбии, Зимбабве, Кении, Конго, Либерии, Нигерии, Свазиленде, Танзании, Уганде. Наиболее крупные протестантские общины находятся в ЮАР (свыше 10 млн. человек), Нигерии (около 9 млн.) и Заире (около 4 млн.). Небольшие протестантские общины и церкви есть во всех африканских странах.
Протестантизм в Африке характеризуется множеством независимых друг от друга церквей и общин, крупнейшие: англиканская (около 8 млн. человек), лютеранская (свыше 6 млн. человек), реформатская (свыше 3 млн. человек), пресвитерианская (около 3 млн. человек), методистская (2 млн. человек), баптистские (свыше 2 млн. человек), пятидесятническая (свыше 1,6 млн. человек), церковь Христа (свыше 1,2 млн. человек), адвентистская (1 млн. человек). Самые крупные англиканские церкви сосредоточены в Уганде и ЮАР, значительные общины в Нигерии, Танзании, Кении, Зимбабве, Гане, Судане и Руанде. Лютеранские церкви имеются более чем в 30 странах, наиболее крупные в ЮАР, Танзании, на Мадагаскаре, в Камеруне, Нигерии, Эфиопии, Анголе, Заире, Намибии, Лесото. Большинство приверженцев реформатской церкви проживает в ЮАР, небольшие общины в Намибии, Замбии, Кении, Ботсване, Алжире и Тунисе. Пресвитериане живут в 15 странах, из них в Гане, Заире, Камеруне, Малави, Нигерии и ЮАР по нескольку сотен тысяч человек. Методистские церкви различных толков имеются в 25 странах, наибольшее их число в Нигерии, значительные общины в Гане, Анголе, Республике Кот-Дивуар, Заире, Зимбабве, Либерии, ЮАР. Баптистские церкви имеются более чем в 30 странах, наибольшее число баптистов в Заире и Нигерии, крупнейшие общины в Анголе, Замбии, Зимбабве, Камеруне, Конго, Либерии, Чаде, ЦАР и ЮАР. Пятидесятники проживают в 30 странах Африки, наибольшее их число в ЮАР. Общины приверженцев церкви Христа есть в 7 странах; по 1/3 приверженцев в Заире и на Мадагаскаре. Адвентисты седьмого дня имеют наиболее крупные общины в Кении, Руанде, Малави, ЮАР, на Мадагаскаре, в Заире, Танзании, Зимбабве, Замбии, Гане, Анголе, Камеруне. Конгрегационалистские церкви имеются в ЮАР, Нигерии, Малави, Замбии, Намибии, Зимбабве и на Мадагаскаре, небольшие общины квакеров существуют примерно в 10 странах, «Армия спасения» в 15 странах. Моравская церковь занимает несколько обособленное от других протестантских церквей положение: её более или менее значительные общины есть в Танзании, Заире и ЮАР. Небольшие, но влиятельные общины меннонитов в Заире, Руанде, Бурунди, Эфиопии, Танзании и Гане. Общины назареянских церквей в 10 странах, около 200 тыс. сторонников Свидетелей Иеговы в 20 странах.
Первые протестантские миссионеры, представители голландской реформатской церкви, появились на юге Африки в XVII в. В XVIII в. протестантские миссионеры несколько активизировали свою деятельность в Западной и Южной Африке. Преимущественно это были британские англиканские и методистские миссии, обслуживавшие европейцев. В XIX в. моравские братья активно действовали на Золотом Береге, Лондонское миссионерское общество на Банановых островах и в Сьерра-Леоне, Церковное миссионерское общество в Сьерра-Леоне, английские методистские епископальные миссии, Веслеянские методистские миссии, Базельские миссии, Северо-германское миссионерское общество, Рейнское миссионерское общество в Сьерра-Леоне, Гамбии, Либерии, на Золотом Береге. Американские пресвитерианские и баптистские миссии помимо Западной Африки распространяли своё влияние на юге Африканского континента. С 1817 Лондонское миссионерское общество проникло на Мадагаскар и к середине XIX в. добилось значительных успехов в христианизации местного населения. Во второй половине XIX в. в Южной Африке действовало несколько десятков протестантских миссий из различных европейских стран. Протестантские миссии были открыты в Буркина-Фасо и Нигерии, в Восточной Африке. Парижское общество евангелических миссий начало евангелизацию жителей Басутоленда (современное Лесото) и Бечуаналенда (современное Ботсвана). Шотландское миссионерское пресвитерианское общество создало миссии в Западной, Юго-Западной и Южной Африке.
Протестантское миссионерство в Африке отличалось от католического тем, что оно гораздо шире занималось переводом христианской религиозной литературыры на местные языки (первый перевод Евангелия от Матфея на язык манде в Гамбии был сделан в 1836). Библейские общества и общества по распространению христианских знаний перевели Библию более чем на 500 африканских языков и диалектов. Протестанты создавали начало школы, привлекали к миссионерской деятельности африканцев.
До раздела территории Африканского континента между европейскими империалистическими державами и насаждения в африканских странах колониальной администрации миссионеры собирали необходимые для метрополий сведения географического и этнографического характера, изучали историю, языки, нравы и обычаи африканских народов. В то же время протестантские миссионеры активно участвовали в колониальных экспедициях своих соотечественников. В колониальный период деятельность протестантских миссионеров объективно служила подготовительной фазой к захвату европейскими державами новых колоний и установлению колониальных режимов. С целью расширения своего влияния христианские церкви умело пользовались возможностями, открывшимися в результате колониальной экспансии европейских стран, оправдывая её цивилизаторской миссией «христианской» Европы по отношению к «диким народам» Африки. Все европейские правительства прямо или косвенно оказывали помощь и поддержку соответствующим национальным миссиям в африканских странах.
На Берлинской конференции 188485, закрепившей раздел Африканского континента, европейские державы провозгласили принципы свободы миссионерской деятельности, однако межимпериалистическое колониальное соперничество проявилось и в религиозной сфере. Так, британская колониальная администрация запрещала деятельность католических миссионеров на контролируемых ею территориях. В Уганде и Конго англо-французские противоречия привели к столкновениям между миссионерами-протестантами из Церковного миссионерского общества и католическими миссионерами из ордена «Белые отцы». После захвата Германией африканских колоний (1886) были создано Общество лютеранской евангелической миссии для Восточной Африки и Евангелическая миссия для Германской Восточной Африки. Местные интересы доминировали над религиозными в деятельности как протестантских, так и католических миссионеров. Протестантские миссии значительно расширили деятельность в социально-политических, экономических сферах и сфере образования. Создавались специальные промышленные, сельскохозяйственные и медицинские миссии. В рамках провозглашённой в конце XIX в. стратегии «Библии и плуга» протестантские миссии ставили задачу воспитания в христианском духе африканской мелкой буржуазии, чиновников и предпринимателей, представителей средних слоев.
В конце XIX в. к традиционному патернализму белых миссионеров прибавились элементы расизма. Наиболее отчётливо они проявлялись в деятельности голландской реформатской церкви, оправдывавшей идеологию и практику апартхейда и содействовавших развитию его теории. Появился ряд так называемых чисто африканских церквей и сект, отделявшихся преимущественно по расовым причинам, поскольку «белые церкви» Южной Африки оправдывали расовое разделение теологическими и моральными аргументами. Одними из первых были созданы Африканская методистская епископальная церковь, Африканский христианский союз, Африканская пресвитерианская церковь.
Африканские церкви выступили за предоставление им автономии. Промежуточными формами движения африканских церквей к автономии стали национальные синоды и христианские советы, в которые входили представители различных протестантских национальных церквей. Один из первых христианских советов был создан в Замбии. Между двумя мировыми войнами и в годы 2-й мировой войны наибольшая активность в Африке проявляли американские протестантские миссионеры, предоставлявшие протестантским миссиям финансовую помощь и поддержку.
В послевоенные годы в условиях роста национально-освободительного движения африканские протестантские церкви вновь выступили за предоставление им автономии; однако их требования ограничивались рамками «законности и порядка» и призывали к сохранению традиционных связей с метрополиями. Чтобы сохранить свои позиции в условиях подъёма национально-освободительного движения и использовать процессы роста национального самосознания африканских народов, протестантские теологи выдвинули программу сохранения и культивирования национальных ценностей. Поощряя националистические тенденции, протестантские церкви призывали свою паству активизировать участие в социально-экономической и политической жизни и в одном из своих официальных документов указывали, что африканским пасторам разрешается, а иногда и рекомендуется участвовать в политической жизни. Упор делался на подготовку воспитанных в христианском духе африканских кадров, способных взять в свои руки управление страной после завоевания ею политической независимости.
В африканских странах действуют десятки тысяч независимых церквей, только в Южной Африке их более 2 тыс. Социальный состав верующих независимых Церквей весьма разнороден: от низов общества до его элитарных прослоек. Во многих церквах более половины состава женщины. Независимые Церкви создавались преимущественно на племенной основе. Спор за лидерство в церквах вызывает постоянные расколы, деления и образование новых церквей. Политическая независимость не повлияла существенно на процесс дробления независимых церквей. В то же время, пытаясь освободиться от традиционной зависимости от Запада, независимые церкви стараются объединиться между собой, создать ассоциации на национальном, региональном и общеафриканском уровнях. Независимые африканские церкви участвуют в международном экуменическом движении, входят в различные международные объединения протестантских церквей, в том числе во Всемирный совет церквей. После завоевания африканскими странами политической независимости старые миссионерские церкви отказались от враждебного отношения к независимым церквам и начали сотрудничество с ними. Большинство независимых церквей для подготовки кадров священнослужителей прибегает к помощи национальных миссионерских церквей и протестантских объединений Западной Европы и Северной Америки. Американские меннониты, например, активно помогают в создании библейских школ и семинарий в странах Западной и Центральной Африки.
Во второй половине XX в. активно развивалось сотрудничество различных протестантских церквей Африки. Были созданы протестантские миссионерские федерации Французской Западной Африки и Французской Экваториальной Африки. Африканская конференция протестантских церквей Африки (1958, Ибадан) впервые объединила представителей основных деноминаций: англикан, лютеран, пресвитериан, реформатов, методистов и баптистов. В 1961 ряд независимых африканских протестантских церквей вошли в Экуменический совет церквей. В 1969 в Кампале (Уганда) состоялась первая обще-африканская конференция церквей, в которой приняли участие 420 делегатов из 42 стран. В 1979 конференция церквей всей Африки состоялась в Найроби (Кения). Во многих странах созданы центры религиоведческих исследований, интенсивно разрабатывается африканская теология.
Наиболее сильные позиции протестанты продолжают сохранять в сфере образования и здравоохранения. В их ведении находится более ста колледжей и средних специальных учебных заведений, несколько вузов (Гана, Заир, Кения, Мадагаскар, Нигерия, Судан, Уганда, ЮАР и др.), несколько десятков больниц, лепрозориев, домов для престарелых. Действует много различных молодёжных, в том числе студенческих, протестантских организаций. Существуют промышленные и сельскохозяйственные миссии. Протестанты ведут активную евангелизаторскую деятельность, традиционной сферой активности остаётся благотворительная деятельность. Многие африканские лидеры стремятся использовать церковь для осуществления социально-экономической политики, особенно в тех странах, где церковь имеет широкую социальную базу. В странах социалистической ориентации позиции церкви, особенно в сфере образования, ограничиваются.
Литература:
Вотте Г., Давид Ливингетон, М., 1984;
Малышева Д. Б., Религия и политика в странах Восточной Африки, М., 1974;
Шаревская Б. И., Старые и новые религии Тропической и Южной Африки М, 1964;
Швуйцар А., Письма из Ламбарене, Л., 1978;
Шерн-Борисова И. С., Христианская религия и современный колониализм, М., 1965;
Шпажкиков Г. А., Религии стран Африки. Справочник, 2 изд., М., 1981;
Beetham T. A.. Christianity and the NewAfrica, L., 1967;
Christianity in independent Africa, L., 1978;
Christianity in Tropical Africa, L., 1968;
Church, state and education in Africa, N. Y., 1966;
Du Plessis J., A history of Christian missions in South Africa, Cape Town, 1965;
Les Églises chrétiennes et la décolonisation, P., 1967;
Faure J., Histoire des missions et Églises protestantes en Afrique occidentale des origines à 1884, Yaoundé, 1978;
Groves C. P., The planting of Christianity in Africa, v. 14, L., 194858;
Haildén E., The culture policy of the Basel mission in the Cameroons 18861905, Lund, 1968;
Hastings A., Church and mission in modern Africa, N. Y., 1967;
Holas B., Le séparatisme religieux dAfrique Noire, P., 1965;
Latourette K. S., A history of the expansion of Christianity, v. 17, L., 193845;
Leliévre M., John Wesley, sa vie et son ceouvre, 5 ed., Brux.P., 1924;
Neill S., A history of Christian missions, [Harmondsworth], 1977;
Stageren J. van, Histoire de lÉglise en Afrique (Cameroun), Yaoundé, 1969;
Wright M., German missions in Tanganyika, 18911941, Oxf., 1971.В. Г. Овчинников.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.