- мифологии народов Африки южнее Сахары
Изображение мифологических персонажей и маски канага (возможно, символизирующей «мировое дерево») на калебасе.
Догон.мифоло́гии наро́дов А́фрики южне́е Саха́ры, отличаются сложностью и многослойностью. Типы мифологических систем определяются типом или характером центрального персонажа, вокруг которого циклизуются мифы: тотемичные или антропоморфные предки, обожествлённый вождь или правитель, кузнец, персонифицированные явления природы божества грозы, дождя, неба, воды, божество земли, солнца и др. Центральный персонаж может быть наделён различными функциями: прародитель человечества, демиург, создавший всё сущее, культурный герой, добывающий для людей дары культуры (огонь, воду, злаки, орудия, знание ремёсел) и учреждающий обряды и установления. В архаических мифологиях этот персонаж нередко характеризуется и как трикстер (трюкач, хитрец), например, Цагн в мифах бушменов. В развитых мифологиях (например, в политеистичных пантеонах богов йоруба, фон) божества разграничены по своим функциям; трикстер обособляется от демиурга, прародителя, громовника (см. Легба у фон, Эшу в йоруба мифологии).
Тотемичные представления (о тотемичном предке, зооморфном культурном герое) характерны для архаических мифологий, однако в отдельных реликтах они обнаруживаются и в стадиально более поздних мифологических системах. Так, в мифологии догон тотемичные представления включены в культы Лебе и Бину. Змея-радуга Айдо-Хведо, архаичный мифологический персонаж фон, включённая в политеистичный пантеон богов древней Дагомеи, утратила свои первоначальные функции демиурга, которые перешли к Маву-Лиза. Проявлением модифицированных тотемичных представлений в более поздних мифологиях является употребление названий тотемных животных в качестве «хвалебных имён» богов (например, Мвари в мифах шона называют Слоном, Большим павианом). Нередко приписывают тотемичное происхождение обожествлённым правителям и вождям; у фон, например, мифический предок правящей династии, согласно преданиям, родился от леопарда и женщины, отсюда правящий род древней Дагомеи носил название Агассуви («Дети леопарда»).
С развитием культа предков, получившего в Африке очень широкое распространение, на первое место в мифологиях выдвигаются антропоморфные родовые предки. Мифологические представления о родовых предках, выступающих в роли демиурга, культурного героя, отмечены почти у всех африканских народов, таковы Мукуру у гереро, Ункулункулу у зулу, Моримо у суто-тсвана, Мбори у азанде, Мвари у венда и шона, Лебе у догон, Мулунгу у многих бантуязычных народов.
Для народов, находившихся на различных стадиях разложения первобытнообщинных отношений, и в особенности для тех, у которых складывались раннегосударственные образования (в междуречье Лимпопо-Замбези, Межозерье, Западном Судане, бассейне Конго), характерна сакрализация власти верховного правителя. Центральным персонажем их мифологий становится обожествлённый вождь, правитель, обожествлённый предок правящей династии. Культ предков правящего рода стал государственной религией древнего Бенина, в государстве ашанти. В мифах народов Межозерья культурные герои «первый правитель» государства Руанда Кигва и его потомок Гиханга, в мифах ганда обожествлённый правитель Кинту, у шиллук мифический предок правителей Ньиканг, у ньяруанда Риангомбе.
Значительна роль в африканских мифологиях божеств, олицетворяющих те или иные явления природы, небесные светила; они встречаются как в самых архаических, так и в стадиально более поздних мифологиях. В мифах бушменов хадзапи луна (Хайнэ) и солнце (Ишоко) центральные персонажи: они демиурги, культурные герои. Почти у всех африканских народов имеется «грозовое», «небесное» божество, «громовник», например, персонификация грозы, молнии, дождя Леза, Нгаи. У бамбара и догон божества, воплощающие дух воды, являются центральными мифологическими персонажами, они играют в мифах ведущую роль в создании и организации Вселенной. Возникнув как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков. С другой стороны, и первопредки наделялись чертами, характерными для громовников. Путём взаимопроникновения и слияния этих представлений складывался мифологический тип предка-громовника (Мвари, Мулунгу и др.).
В ряде африканских мифологий небесное божество в паре с божеством земли выступают как прародители, они порождают солнце, луну и тому подобное: Ньяме и Асасе Афуа в мифах ашанти, божество неба Обаси-оса и божество земли Обаси-нси в мифах экой, демиург Чи и божество земли и плодородия Але в мифах игбо, Эте Абаси и Эка Абаси в мифах ибибио.
В мифологиях народов, достигших высокого уровня государственности, сложились политеистичные пантеоны богов у фон, йоруба, в древнем Бенине, у ганда и др. Глава пантеона божество, почитавшееся правящим родом. Это божество считается прародителем, а остальные божества его детьми, слугами. Однако нередко главенство верховного божества номинально, так как боги, вошедшие в пантеон как «второстепенные», сохранили свою конкретную область деятельности, свои функции. Как правило, характеристика главы пантеона очень неопределённа (в отличие от подчинённых ему божеств); это некое абстрактное «небесное божество» (deus otiosus), его связь с природными явлениями выражена слабо, чётко определена лишь его функциональная роль вождя пантеона; часто верховное божество выступает в мифах как предок правящего рода или великий жрец.
У некоторых народов, особенно в Западной Африке, оформлялись развитые мифологические системы, со сложной мифологической символикой (имён, цветов, чисел и т. д.), охватывавшей различные области деятельности человека. Своим происхождением эти «вторичные» мифологии обязаны жреческому институту. К знанию «вторичной» мифологии допускался лишь узкий круг посвящённых, но и для них определялась соответственно степени их посвящённости градация знания; «полным» знанием обладали немногие избранные. Мифы догон, бамбара, моей, малинке, бозо, курумба и др. (изучались французским исследователем М. Гриолем и его школой) дают представление об этом эзотерическом знании и мифологической символике.
Литература:
См. при статье Фольклор.Е. С. Котляр.
Дух мёртвых.
Металлическая маска.
Кота.
Конго.
Предок, взывающий дождь (открытая ладонь, символизирует дождь, кулак его прекращение).
Деревянные скульптуры.
Догон.
Мели.
Олокун, бог моря.
Бронзовая скульптура бини.
Нигерия.
Женский фетиш.
Луо.
Элегба.
Маска, используемая в обрядах йоруба.
Нигерия.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.