мифологии народов Африки южнее Сахары

мифологии народов Африки южнее Сахары
Изображение мифологических персонажей и маски канага.

Изображение мифологических персонажей и маски канага (возможно, символизирующей «мировое дерево») на калебасе.
Догон.

мифоло́гии наро́дов А́фрики южне́е Саха́ры, отличаются сложностью и многослойностью. Типы мифологических систем определяются типом или характером центрального персонажа, вокруг которого циклизуются мифы: тотемичные или антропоморфные предки, обожествлённый вождь или правитель, кузнец, персонифицированные явления природы — божества грозы, дождя, неба, воды, божество земли, солнца и др. Центральный персонаж может быть наделён различными функциями: прародитель человечества, демиург, создавший всё сущее, культурный герой, добывающий для людей дары культуры (огонь, воду, злаки, орудия, знание ремёсел) и учреждающий обряды и установления. В архаических мифологиях этот персонаж нередко характеризуется и как трикстер (трюкач, хитрец), например, Цагн в мифах бушменов. В развитых мифологиях (например, в политеистичных пантеонах богов йоруба, фон) божества разграничены по своим функциям; трикстер обособляется от демиурга, прародителя, громовника (см. Легба — у фон, Эшу в йоруба мифологии).

Тотемичные представления (о тотемичном предке, зооморфном культурном герое) характерны для архаических мифологий, однако в отдельных реликтах они обнаруживаются и в стадиально более поздних мифологических системах. Так, в мифологии догон тотемичные представления включены в культы Лебе и Бину. Змея-радуга Айдо-Хведо, архаичный мифологический персонаж фон, включённая в политеистичный пантеон богов древней Дагомеи, утратила свои первоначальные функции демиурга, которые перешли к Маву-Лиза. Проявлением модифицированных тотемичных представлений в более поздних мифологиях является употребление названий тотемных животных в качестве «хвалебных имён» богов (например, Мвари в мифах шона называют Слоном, Большим павианом). Нередко приписывают тотемичное происхождение обожествлённым правителям и вождям; у фон, например, мифический предок правящей династии, согласно преданиям, родился от леопарда и женщины, отсюда правящий род древней Дагомеи носил название Агассуви («Дети леопарда»).

С развитием культа предков, получившего в Африке очень широкое распространение, на первое место в мифологиях выдвигаются антропоморфные родовые предки. Мифологические представления о родовых предках, выступающих в роли демиурга, культурного героя, отмечены почти у всех африканских народов, таковы Мукуру — у гереро, Ункулункулу — у зулу, Моримо — у суто-тсвана, Мбори — у азанде, Мвари — у венда и шона, Лебе — у догон, Мулунгу — у многих бантуязычных народов.

Для народов, находившихся на различных стадиях разложения первобытнообщинных отношений, и в особенности для тех, у которых складывались раннегосударственные образования (в междуречье Лимпопо-Замбези, Межозерье, Западном Судане, бассейне Конго), характерна сакрализация власти верховного правителя. Центральным персонажем их мифологий становится обожествлённый вождь, правитель, обожествлённый предок правящей династии. Культ предков правящего рода стал государственной религией древнего Бенина, в государстве ашанти. В мифах народов Межозерья культурные герои — «первый правитель» государства Руанда Кигва и его потомок Гиханга, в мифах ганда — обожествлённый правитель Кинту, у шиллук — мифический предок правителей Ньиканг, у ньяруанда — Риангомбе.

Значительна роль в африканских мифологиях божеств, олицетворяющих те или иные явления природы, небесные светила; они встречаются как в самых архаических, так и в стадиально более поздних мифологиях. В мифах бушменов хадзапи луна (Хайнэ) и солнце (Ишоко) — центральные персонажи: они — демиурги, культурные герои. Почти у всех африканских народов имеется «грозовое», «небесное» божество, «громовник», например, персонификация грозы, молнии, дождя — Леза, Нгаи. У бамбара и догон божества, воплощающие дух воды, являются центральными мифологическими персонажами, они играют в мифах ведущую роль в создании и организации Вселенной. Возникнув как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков. С другой стороны, и первопредки наделялись чертами, характерными для громовников. Путём взаимопроникновения и слияния этих представлений складывался мифологический тип предка-громовника (Мвари, Мулунгу и др.).

В ряде африканских мифологий небесное божество в паре с божеством земли выступают как прародители, они порождают солнце, луну и тому подобное: Ньяме и Асасе Афуа в мифах ашанти, божество неба Обаси-оса и божество земли Обаси-нси в мифах экой, демиург Чи и божество земли и плодородия Але в мифах игбо, Эте Абаси и Эка Абаси в мифах ибибио.

В мифологиях народов, достигших высокого уровня государственности, сложились политеистичные пантеоны богов — у фон, йоруба, в древнем Бенине, у ганда и др. Глава пантеона — божество, почитавшееся правящим родом. Это божество считается прародителем, а остальные божества — его детьми, слугами. Однако нередко главенство верховного божества номинально, так как боги, вошедшие в пантеон как «второстепенные», сохранили свою конкретную область деятельности, свои функции. Как правило, характеристика главы пантеона очень неопределённа (в отличие от подчинённых ему божеств); это — некое абстрактное «небесное божество» (deus otiosus), его связь с природными явлениями выражена слабо, чётко определена лишь его функциональная роль вождя пантеона; часто верховное божество выступает в мифах как предок правящего рода или великий жрец.

У некоторых народов, особенно в Западной Африке, оформлялись развитые мифологические системы, со сложной мифологической символикой (имён, цветов, чисел и т. д.), охватывавшей различные области деятельности человека. Своим происхождением эти «вторичные» мифологии обязаны жреческому институту. К знанию «вторичной» мифологии допускался лишь узкий круг посвящённых, но и для них определялась соответственно степени их посвящённости градация знания; «полным» знанием обладали немногие избранные. Мифы догон, бамбара, моей, малинке, бозо, курумба и др. (изучались французским исследователем М. Гриолем и его школой) дают представление об этом эзотерическом знании и мифологической символике.

Литература:
См. при статье Фольклор.

Е. С. Котляр.

Дух мёртвых.

Дух мёртвых.
Металлическая маска.
Кота.
Конго.

Предок, взывающий дождь.

Предок, взывающий дождь (открытая ладонь, символизирует дождь, кулак — его прекращение).
Деревянные скульптуры.
Догон.
Мели.

Олокун, бог моря.

Олокун, бог моря.
Бронзовая скульптура бини.
Нигерия.

Женский фетиш.

Женский фетиш.
Луо.

Элегба.

Элегба.
Маска, используемая в обрядах йоруба.
Нигерия.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "мифологии народов Африки южнее Сахары" в других словарях:

  • фольклор народов Африки южнее Сахары — фольклор народов Африки южнее Сахары. Работа по собиранию и изучению африканского фольклора проводилась с конца XIX в. европейцами — миссионерами, путешественниками, колониальными чиновниками, а позднее и учёными — лингвистами,… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • ГРИОЛЬ — (Griaule), Марсель (16.V.1898 22.II.1956) франц. этнограф. африканист, глава особой школы в бурж. франц. этнографии. Проф. Парижского ун та (с 1942), руководитель кафедры этнологии; ген. секретарь Об ва африканистов. Организатор 5 экспедиций,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Удод — Удод …   Википедия

  • Upupa epops — ? Удод Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвон …   Википедия

  • Обыкновенный удод — ? Удод Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвон …   Википедия

  • Удод обыкновенный — ? Удод Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвон …   Википедия

  • Удоды — ? Удод Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвон …   Википедия

  • Удодовые — ? Удод Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые Подтип: Позвон …   Википедия

  • Африканская мифология — Маска (окуи) Африканская мифология   это мифология африка …   Википедия

  • Сапсан — Для термина «Сапсан» см. другие значения. Сапсан …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»