- Конго. Музыка
Музыка Конго включает музыкальные традиции многочисленных народов, населяющих страну. Географическое положение К. способствовало тому, что, с одной стороны, музыка подверглась влиянию соседних стран, но с другой — многие музыкальные традиции, сложившиеся в глубинных районах страны (в частности, у пигмеев), остались практически нетронутыми. Музыка народов К. тесно связана с традиционными религиозными обрядами.
Богат музыкальный инструментарий. Среди струнных — музыкальный лук, арфа, лира, цитра; среди духовых — различные флейты, трубы, рога; среди ударных — разнообразные барабаны, ксилофоны, гонги и др. Один из наиболее распространённых инструментов (как и во многих других африканских странах) — санса (мбира), или калимба. В связи с тональным характером большинства конголезских языков музыкальные инструменты способны «воспроизводить» разговорную речь. При помощи барабанов, флейт и ксилофонов передаются сообщения и новости.
Песни и танцы К. отличает большое жанровое разнообразие: лирические, шуточные, колыбельные, военные, свадебные, а также связанные с различными трудовыми процессами. Встречается как одноголосное, так и многоголосное пение. Характерно движение голосов параллельными терциями, а также контрапунктическое сочетание голосов. Нередко используется антифон (т. е. попеременное исполнение запевалой и хором или двумя хорами «зова» и «ответа»). В конголезской музыке преобладают 5-ступенные звукоряды. Разнообразна и сложна её ритмика (широко применяется одновременное сочетание различных ритмических рисунков).
У пигмеев, для которых музыка — своего рода ритуал, широко бытуют пение и танцы, инструментальная же музыка не получила развития (исключение — игра на палочках маката и музыкальном луке). В песнях пигмеи используют гокетную технику: каждый певец исполняет свою одну ноту, которую он выкрикивает в определённый момент, таким образом «выстраивается» мелодия. Исполнители зажимают нос, придавая звуку своеобразную окраску. Ритм задаётся стуком о землю расщеплённых на концах палок. Основные песенно-танцевальные жанры пигмеев связаны с их хозяйственной деятельностью — охотой и собирательством, с обрядом инициации, имеются также колыбельные, игровые песни и танцы.
Музыка К. испытала латиноамериканские, а также европейские влияния, что проявилось прежде всего в использовании европейских инструментов, главным образом гитары и саксофона. Массовое увлечение гитарой вызвало появление нового музыкального стиля — гитаристского. Сформировавшись в Браззавиле, он распространился далеко за пределы страны.
Начиная с 1960-х гг. большое внимание уделяется изучению африканской музыки. Деятели культуры стремятся к созданию профессионального музыкального искусства, ищут пути обогащения и дальнейшего развития традиционной музыки. Конголезские музыканты принимают участие в африканских фестивалях культуры. Популярны вокально-инструментальные ансамбли, такие, как «Чёрное эхо», «Чёрная вишня», «Банту», «Серкюль джаз».
Учреждён Союз конголезских музыкантов (1965), призванный направлять и координировать деятельность вокально-инструментальных коллективов.
Л. О. Голден.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.