- Кения. Театр
В зрелищных представлениях коренного населения Кении с древности было развито танцевальное искусство. С 1948 в Найроби существует профессиональный английский театр, организатором и руководителем которого был английский актёр Д. Маул. В 50-х гг. деятельность английских любительских кружков активизировалась. Они объединились в Восточно-африканскую театральную гильдию. По её инициативе в 1952 для выступлений лучших из этих трупп в Найроби было построено театральное помещение, получившее название Национальный театр. С 1953 ежегодно здесь проводились фестивали драматических коллективов: весной — юношеских, студенческих, летом — «взрослых», иногда отдельно — индийских трупп. С 1960 местное население начало принимать участие в фестивалях. Так, в 1962 на школьном фестивале в Найроби получила премию постановка «Золотой горшок» Плавта, показанная труппой учащихся кикуйю.
После провозглашения независимости (1963) в Найроби сразу возникло несколько новых театральных коллективов. Самой значительной стала труппа «Чемчеми». Её основателем и руководителем был Эзекиель Мпахлеле. Он поставил перед труппой принципиально новые задачи — способствовать развитию самобытного театра на основе народной культуры, приблизить театр к широким массам. Были показаны три одноактные пьесы, одна из которых «В оковах» Ребекки Нджау имела резко антиколониальную направленность. Среди коллективов, выдвинувшихся в первые годы независимости, был также драматический клуб «Тауси». В репертуаре этой труппы преобладали пьесы бытовой тематики («Я люблю тебя, но…», 1964, «Праздная городская жизнь вредна», 1965, — обе на языке суахили). Национальный театр продолжал свою работу, не учитывая запросов большинства населения страны, обслуживал только белое меньшинство. В начале 1967 в Национальный театр от ЮНЕСКО был назначен Лорен Хейз. Он впервые проводил занятия с любительскими коллективами, организовал большой концерт с участием африканских, индийских и английских артистов-любителей. С 1968 на смену Хейзу в театр пришёл кениец Сет Адагала. По его настоянию правительство К. выделило небольшие средства на театр. В помещении Национального театра оборудовали классы занятий, создали Школу драмы с полуторагодичным курсом обучения. В 1970 из лучших учеников школы была сформирована Национальная театральная труппа К., которая начала свою деятельность с показа одноактных пьес и концертных программ (на английском языке и суахили). Выступления проходили преимущественно в школах Найроби и его окрестностях. Затем в репертуаре труппы появились многоактные пьесы — лучшие произведения африканской драматургии: Джо де Графта («Сыновья и дочери», «Гость из прошлого»), Воле Шойинки («Лев и сокровище», «Дела брата Джеро») и Джеймса Хеншо («Человек с характером»). Из кенийской драматургии была поставлена пьеса «Чёрный отшельник» Нгуги Ва Тионго. Постановки этих пьес способствовали укреплению Национальной театральной труппы К., и в конце 1970 коллектив принял участие в фестивале драмы в Танзании (г. Аруша).
Литература:
Исмагилова Р. Н., Народы Кении в условиях колониального режима, в книге: Африканский этнографический сборник, [в.] 1, М.—Л., 1956;
Пегушев А. М., Кения. Очерк политической истории (1956—1969), М., 1972;
его же, Повстанцы Мау Мау. (История антиколониального вооруженного восстания 1952—1956 гг. в Кении), М., 1978;
Хазанов А. М., Экспансия Португалии в Африке…, М., 1976;
Матвеев В. В., Расцвет цивилизации суахили, «Курьер ЮНЕСКО», 1979, сентябрь—октябрь;
Филатова И. И., История Кении в новое и новейшее время, М., 1985;
Freeman-Grenville G. S. P., The medieval history of the coast of Tan ganyika…, L—N.Y., 1962;
Kenyatta J., Facing mount Kenya, L.—N.Y., 1962;
Bennett G., Kenya. A political history: the colonial period, L., 1963;
History of East Africa, v. 1—3, Oxf., 1963—76;
Rosberg C., Nottingham J., The myth of «Mau Mau». Nationalism in Kenya, Stanford—Nairobi, 1966;
Gertzel Ch., The politics of independent Kenya, Nairobi, 1970;
Nicholls C. S., The Swahili coast…, L, 1971;
Swainson N., The development of corporate capitalism in Kenya 1918—1977, Berk., 1980;
Kitching G. N., Class and economic change in Kenya, New Haven—L., 1980 (лит.);
Bogonko S. N., Kenya. 1945—1963, Nairobi, 1980;
Mohiddin A., African socialism in two countries, L.—Totowa (N.J.), 1981.
Клепиков В., Народное образование в Кении, «Народное образование», 1965, № 5;
Developments of education in Kenya, 1971—1973, Nairobi, [1973];
Educational systems of Africa, Berk.—Los Ang., 1966;
Statistical yearbook. 1980, P., 1980.
Современные литературы Африки, М., 1974;
Взаимосвязи африканских литератур и литератур мира, М., 1975;
Проблемы восточной филологии, М., 1979;
Суровцев Е. Я., Литературы Кении, Уганды, Малави (на английском языке), в книге: Литературы Африки, М., 1979;
Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в.), М., 1980;
Писатели Кении, 1960—1980, Библиографический справочник, М., 1982;
Жуков А. А., Культура, язык и литература суахили, Л., 1983.
Исмагилова Р. Н., Таланова Е. В., Кения. Уганда. Географический очерк, М., 1959;
Hollis A. C., The Masai, Oxf., 1905;
Routledge W. S. and Routledge K., With a prehistoric people. The Akituyu of British East Africa, L., 1910;
Ars Orientalis, v. 2, Wash., 1957;
Miller S., Mombasa, «Die Weltbühne», 1962, № 23.
Искусство народов Африки, М., 1975, с. 292—93;
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.