- Камерун. Архитектура и изобразительное искусство
Наголовник.
Дерево.
Аньянг.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.Следы древних культур народов Камеруна обнаружены на севере страны — в долине рек Шари и Логоне и к югу от озера Чад: геометрические узоры и стилизованные фигуры животных, выбитые на поверхности скал (район Ягуа), остатки поселения, глиняная скульптура и утварь (около г. Марва), предметы культуры Сао. На севере распространены укрепленные усадьбы «саре», в которых жилые и хозяйственные постройки окружены общей глиняной стеной или травяной плетёной изгородью с одним входом, по углам которого располагаются глиняные амбары, служащие сторожевыми башнями. У некоторых народов деревни окружены несколькими рядами стен (до 7). Хижины круглые в плане, сложены из глины или камня, с конической тростниковой или соломенной крышей. На юге К., в лесной зоне, жилища строят из дерева, бамбука, листьев пальмы рафии; внутренние перегородки делаются из плетёных циновок. Наиболее выразительны формы жилищ мусгу и бамилеке. Мусгу лепят ульевидные дома из глины, снабжая их внешнюю поверхность рубцами во избежание размыва дождями. В постройках бамилеке четверик стен сочетается с округлой кровлей, своим силуэтом напоминающей сахарную голову; стены и остов кровли плетёные, такая же плетёнка образует потолок. Широкий вынос кровли опирается на столбы. Столбы, дверные полотнища и наличник покрываются резными фигурками людей и зверей на темы племенной мифологии. В конце XIX в. в К. возникли города (Яунде и др.) без определенной планировки. Они застраивались домами местного типа и зданиями в духе европейской архитектуры (здания миссий). В конце XIX в. камерунскими строителями Нгунсо и Нкебеком Нгдобо был построен дворец Нджойи в Фумбане, в архитектуре которого использованы местные традиции. Дворец состоит из отдельных строений типа хижин, обшитых резными деревянными досками. С 1950—60-х гг. центральные районы застраиваются зданиями современного европейского стиля по проектам местных (Нгоде, Н. Коллинса) и европейских (фирма А. Шомета, архитекторы Дж. Ф. Геди и др.) архитекторов. В годы независимости большое внимание уделяется строительству начальных школ и одноэтажных жилищ. Создан союз архитекторов (в Дуале).
У всех народов К. распространена резьба по дереву. Многочисленные бытовые предметы представляют собой сложные резные композиции из фигурок людей, животных и птиц. Из дерева вырезают культовые столбообразные статуэтки. Для большей живописности их раскрашивают, украшают раковинами каури, бусами, браслетами, в прорези глаз вставляют кусочки металла и стекла. Широко распространены маски, вырезанные из цельного куска дерева, обтянутые кожей антилопы и ярко раскрашенные. Сильно искажённые, утрированные черты, энергичная и сочная резьба придают им особую экспрессию. У пангве в Южном К. маски окрашены в белый цвет, имеют монголоидный тип лица с острым подбородком и раскосыми полузакрытыми глазами. Распространены различные виды ремёсел. В районе Нанга-Эбоко развито гончарство: тёмно-красные и коричневые неглазурованные сосуды с геометрическим орнаментом, антропоморфные керамические сосуды, глиняные трубки в виде выразительных человеческих голов, пепельницы. В районе Фумбана способом «утраченного воска» отливают бронзовые кувшины, вазы, трубки; в Эболове и Дуале для туристов вырезают статуэтки из слоновой кости. Во многих районах изготовляют калебасы, широко распространено искусство вышивки национальной одежды, скатертей, салфеток, занавесей, изготовление ритуальных предметов из бисера, нанизанного на проволочный каркас. Складывается национальная художественная школа (жанровые картины, скульптура), в формирование которой большой вклад внесли живописцы и скульпторы Абоссоло, Кенфак, Мпандо. Среди современных резчиков по дереву наиболее известны Момбе Массанга, его сын Г. Муафо, а также Исам Канко. Имеется несколько музеев местного искусства: Музей искусства народов Центрального К. в Эболове, Музей искусства бамилеке в Бафусаме, Музей искусства бамум в Фумбане.
В. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Миска из тыквы.
Обанг.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Фигурка человека.
Дерево.
Банту.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Сосуд с крышкой.
Дерево.
Кеака.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Ковш из тыквы.
Обанг.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Трубка.
Бронза.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Сосуд.
Дерево.
Гоафум.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Деньги в виде наконечников копий.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Фумбан.
Входные ворота в город.
Носилки с калебасами для транспортировки масла.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Жилище бамилеке.
Общий вид.
Статуэтка животного.
Экои.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Маска-наголовник.
Дерево, обтянутое кожей.
Аньянг.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Бронзовая голова быка.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Мужская фигура с трубкой.
Музей в Ганновере.
Наголовник.
Экои.
Камерун.
Головка курительной трубки.
Дерево.
Скамейка.
Бали.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Общественная хижина бамилеке.
Фрагмент.
Циновка.
Экои.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Изделия из бисера.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.