- Камерун. Литература
В начале XX в. у народа бамум сложилась оригинальная письменность (см. Бамум письмо). Однако дальнейшего развития эта письменность не получила. Начиная с 1930-х гг. эпизодически появляются произведения на местных языках, главным образом фольклорного характера. Современная литература К. создаётся в основном на французском языке, в меньшей мере — на английском. Первые произведения на французском языке появились в 20-х гг. (записи фольклора, этнографические очерки). В основном становление литературы начинается в 50-х гг. Всенародный характер антиколониального движения придавал поэзии и прозе этих лет черты гражданственности. Творчество поэта Э. Эпанья Йондо (сборник «Камерун! Камерун!», 1955, опубл. 1960) тесно связано с народной песенной традицией. С антиколониальными стихами выступил Ф. Сенга-Кюо. Основное место в прозе заняли произведения, направленные против колониализма и отживающих норм патриархального общества: повесть Б. Матипа «Африка, мы не знаем тебя!» (1956), романы М. Бети «Жестокий город» (1955), «Чудесное исцеление короля» (1958) и повесть «Завершённая миссия» (1957). Вершина антиколониального протеста — произведения Ф. Ойоно: роман «Жизнь боя» и повесть «Старый негр и медаль» (оба — 1956).
После провозглашения независимости в 1960 была создана Ассоциация камерунских поэтов и прозаиков. В 1965 издана антология «Девять камерунских поэтов». С середины 60-х гг. развивается новеллистика, эволюционирующая от бытописания к социально-критическому анализу (Р. Филомбе — сборник рассказов «Письма из моей лачужки», 1964; «Небылицы», 1971; Г. Ойоно-Мбиа — сборники новелл «Летопись поселка Мвутесси», 1971—72). В прозе наряду с просветительской (романы Филомбе «Моя дорогая Сола», 1966; Ж. Ж. Мокто «Рамиту, моя чужеземка», 1971) и социально-критической (романы Р. Ж. Меду Мвомо «Дневник Фалиу», 1972, и П. Ндеди-Пенды «Сеть», 1971) тенденциями появляются черты романтической идеализации (в духе негритюда) традиционного уклада африканских стран, противопоставляемого как более гуманного социальному устройству Запада (романы Ф. Бебея «Сын Агаты Мудио», 1967; «Кукла ашанти», 1973; «Король Альбер из Эффиди», 1976). В романе О. Г. Аханды-Эссомбы «Запретный плод» (1975) эта тема трактуется с крайних консервативно-охранительных позиций. Романы Бети («Помни Рубена», «Перпетю и привычка к страданию», оба — 1974) с позиций левоэкстремизма критикуют действительность послеколониальной Африки. Заметных успехов достигла драматургия (социально-бытовые комедии Ойоно-Мбиа). Наиболее значительное поэтическое произведение — лирико-философский цикл С. М. Эно-Белинги («Негритянские маски», 1972).
И. Д. Никифорова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.