- Ифе
Женская голова из святилища Олокуна семьи Волода.
Терракота.
Нигерийский музей.
Лагос.И́фе, Иле-Ифе (Ife, Ile Ife), город-государство на юго-западе современной Нигерии. В устной традиции И. считается колыбелью государственности йоруба и бини. Самые ранние археологические памятники на территории города относятся к VI в. На основании археологических данных принято считать, что расцвет И. приходится на XIIXV вв. Древний И. (включая царский дворец) был построен из глины, тростника и дерева. Камень применялся лишь для изготовления предметов культа, в том числе монолитов. Хотя культура И. принадлежит железному веку, железо использовалось в основном в качестве украшения на скульптуре из медных сплавов и др. Более широко применялись медь и латунь, из которых отливались ритуальные жезлы, сосуды, скульптурные изображения людей, маски. Были развиты производство стеклянных бус, тканей, особенно широко лепной керамики. Обожжённые и обточенные глиняные черепки использовались (в сочетании с мелкими кварцевыми булыжниками) для устройства мостовых или тротуаров. Самые ранние мостовые датируются IXX вв. (в районе Ита-Йемоо), большинство же относится к XIIXV вв.
По-видимому, даже в эпоху наивысшего расцвета «империи» Ойо И. сохранял политическую самостоятельность. Во время обряда коронации правителям Ойо алафинам вручали «меч справедливости», освящённый и доставленный из И., что означало одобрение кандидатуры алафина правителем И. (о́ни). В XIX в. И. был втянут в работорговлю. После распада «империи» Ойо и массового бегства жителей Ойо на юг хозяйство знати И. укрепилось за счёт притока рабочей силы. И. стал расширять свою территорию, в основном в сторону южного соседа государства Ондо. В 1852 в И. началась гражданская война между коренными жителями и беженцами из Ойо, которых знать И. эксплуатировала как рабов. Беженцы ушли из города и основали за его юго-западной стеной поселение, после чего напали на И. и разграбили его. Ослаблением И. воспользовался Ибадан, превратив его в 1855 в своего данника и вассала. В 189293 И. стал частью британского протектората. См. также Йоруба государства.
Литература:
Кочакова Н. Б., Города-государства йорубов, М., 1968;
Fagg W., Willett F., Ancient Ife: an ethnographical summary, «Odu», 1960, № 8;
Johnson S., The history of the Yorubas, L, 1966;
Shaw Th., Nigeria, its archaeology and early history, L., 1978.Н. Б. Кочакова.
Скульптура И. из бронзы и терракоты получила мировую известность. Впервые образцы искусства И. (три трона из кварца) стали известны в 1896. Затем многочисленные головы, фигуры и группы были обнаружены немецким африканистом Л. Фробениусом. Высокие художественные качества находок вызвали у ряда учёных предположения об их неместном происхождении. Однако по мере изучения африканских культур (в частности, йоруба), с накоплением археологических материалов, открытием древних культур (см. Нок) эти предположения становятся всё менее оправданными. Местное происхождение культуры И. подтверждают этнический тип скульптурных портретов и ряд особенностей, указывающих на связь скульптуры И. с традиционной скульптурой народов Нигерии. Расцвет искусства И. относится к XIIXIV вв. Оно носило в основном придворный характер и было связано с культовыми представлениями йоруба. Изображались обожествлённые правители (о́ни). В качестве материала использовались сплав меди с примесью цинка (иногда золота) и розовая терракота. Бронзовые отливки изготовлялись методом «утраченного воска» (по выплавляемым восковым моделям). Скульптуре И. присущи виртуозность исполнения, жизненная убедительность образов. Совершенством и красотой пластических форм отличаются терракотовые головы, ставившиеся на алтари для жертвоприношений. Бо́льшая монументальность и обобщённость трактовки свойственны бронзовым головам, изображающим властителей И. Нарядные головные уборы и татуировка на лицах придают им известную декоративность. Не менее выразительны и бронзовые полуфигуры (видимо, правителей И.), в которых упругая пластичность сочетается с богатством орнаментных украшений. Скульптура И. оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина. В И. создавались также многофигурные композиции, ритуальные сосуды, предметы декоративно-прикладного искусства.
Литература:
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
Григорович Н., Скульптура Ифе, в сборнике: Сокровища искусства стран Азии и Африки, в. 1, М., 1975;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Willet F., Ife in the history of West African sculpture, L, 1967;
Eyo E., 1969. Excavations at Ile-Ife, «African Arts», 1970, v. 3, № 2.А. Х. Грансберг, В. Б. Мириманов.
Статуэтка, изображающая царя.
Бронза.
Олокун, бог моря.
Культовая скульптура.
Голова они (правителя) Ифе.
Бронза.
Британский музей.
Лондон.
Голова мужчины.
Бронза.
Нигерийский музей.
Лагос.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.