- иудаизм
иудаи́зм, монотеистическая религия, возникшая у древних евреев в 1-м тысячелетии до н. э. В Африке И. представлен относительно небольшим числом сторонников около 350 тыс. человек (менее 0,1% населения континента). И. не имеет единой религиозной организации, духовной иерархии (исключение в Израиле) и храмов (последние заменяют синагоги молитвенные дома). Начало проникновения И. в Африку относится к VI в. до н. э. (на территории современных Марокко, Туниса), в IIIIV вв. н. э. появились еврейские общины в Эфиопии, куда прибывали иудаисты из Южной Аравии. В Центральной, Западной, Восточной Африке и на Мадагаскаре И. появился в начале XX в. Африканские иудаисты подразделяются на несколько групп: мисра (или магрибские иудаисты) в странах Северной Африки, главным образом горожане, несколько отличаются от них иудаисты острова Джерба (Тунис) сельские жители; сефарды, выходцы с Пиренейского полуострова и стран Ближнего Востока жители городов Магриба и Египта; ашкенази, выходцы из стран Европы, живут в ЮАР и ряде стран Тропической Африки; караимы (караиты) в Египте, и фалаша в Эфиопии. Сефарды и мисра придерживаются ортодоксального И.; ашкенази в большинстве сторонники реформированного И., выступающего за большую свободу в исполнении ритуалов. Особняком в И. стоят караимы и фалаша. Караимы приверженцы одной из сект ортодоксального И., возникшей в VIII в. в Месопотамии. Они строго придерживаются Ветхого завета, но не признают Талмуд, раввинистические предания и ряд догматов. Фалаша эфиопские иудаисты, в основном проживают на северном берегу озера Тана. Религия фалаша представляет одну из ранних и примитивных форм И., в основе которой Ветхий завет и некоторые апокрифические книги, написанные на языке гэез. Талмуд, Мишны, раввинистические предания и писания они узнали лишь в конце XIX в. от иудаистских миссионеров. Священнослужителями у фалаша являются дьяконы и дабтара; обрядность и некоторые догматы формировались у них под сильным влиянием монофиситства. До середины XX в. иудаистов в Африке проживало значительно больше. После 1948, когда большая часть их выехала в Израиль (особенно из Северной Африки), численность приверженцев И. сократилась втрое. В начале 80-х гг. больше всего их было в ЮАР (до 150 тыс. человек), Марокко (до 100 тыс.), Тунисе (до 50 тыс.), Эфиопии (до 30 тыс.), остальные в Алжире, Египте, Заире, Замбии, Зимбабве, Кении, Ливии (по несколько тысяч человек), в Джибути, Западной Сахаре, на Мадагаскаре, в Свазиленде и Танзании (по несколько сотен человек).
Литература:
Aescoly A. L., Notices sur les Falacha ou Juifs dAbyssinie , «Cahiers détudes africaines», P., 1965, v. 2, cahier 5;
Bensimon-Donath D., Évolution du judaïsme marocain sous le Protectorat français, 19121956, P., 1968;
Religion in the Middle East. Three religions in concord and conflict, v. 1, L., 1969.Г. А. Шпажников.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.