- «исламский социализм»
«исла́мский социали́зм», термин, принятый для обозначения ряда идейно-политических концепций мусульманских буржуазных и мелкобуржуазных идеологов, которые выдвигаются ими в качестве альтернативы как социалистической ориентации общественного развития освободившихся стран, так и различным формам капиталистического развития. Для «И. с.» характерна попытка синтезировать религиозные традиции с современными общественными институтами и рядом «социалистических» принципов. Общественная собственность объявляется священной, выдвигается идеал «трудовой собственности», гарантией достижения социального равенства признаётся перераспределение общественных благ при помощи традиционных мусульманских налогов. Мусульманское положение иштирак («соучастие») понимается как принцип коллективизма, общественной солидарности для помощи неимущим классам. Главной движущей силой социальных преобразований считается моральное совершенствование в труде. В основу современных концепций «И. с.» легли идеи Джемаль ад-Дина аль-Афгани. К «социалистическим» началам в исламе он относил налог в пользу бедных (закат), запрещение ростовщического процента (риба), иштирак и противопоставлял их марксизму. Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России радикальными мусульманскими идеологами было сформулировано положение о том, что «социалистический» идеал ислама сближает его с научным социализмом. Представление о том, что в исламе заложены идеи социальной справедливости, было присуще и некоторым идеологам арабских стран Африки 1-й половины XX в. Термин «И. с.» стал употребляться в 195060-х гг., в этот же период разрабатывались основные концепции «И. с.». Принципы ислама, лежащие в их основе, толкуются с точки зрения национализма народов, переживших эпоху колониальной зависимости и борющихся за преодоление экономической зависимости и неравенства. В 195060-х гг. на севере Африки пользовался популярностью ряд концепций «И. с.». М. Сибаи, идеолог «братьев-мусульман», выдвинул антикоммунистическую концепцию «И. с.», в которой основой социалистических преобразований объявлялось совершенствование природы человека, регулирование потребления на основе принципов ислама, частная собственность провозглашалась неприкосновенной. Теория «И. с.», разработанная в богословском университете аль-Азхар в период президентства Г. А. Насера, радикального типа, утверждала близость социальных идеалов ислама и социализма; принципы «трудовой собственности», заката, риба, иштирака и коллективизма трактовала как защиту интересов трудовых слоев населения и препятствие концентрации богатств имущими классами. В ряде стран Африки южнее Сахары со значительной численностью мусульман, идущих по пути прогрессивных социальных преобразований, таких, как Мали, Танзания, идеи ислама (в том числе «И. с.») используются правительствами для сплочения мусульман вокруг лозунгов антиимпериалистической борьбы, построения справедливого демократического общества. В некоторых африканских странах ислама, развивающихся по капиталистическому пути (например, в Нигере), лозунги ислама используются в целях национального сплочения.
Литература:
Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, [ч. 12], М., 1972;
Кобищанов Ю. М., Государство и религия, в кн.: Общество и государство в Тропической Африке, М., 1980;
Идеология революционных демократов Африки, М., 1981;
Полонская Л. Р., Вафа А. Х., Восток: идеи и идеология, М., 1982;Степанянц М. Т., Мусульманские концепции в философии и политике XIXXX вв., М., 1982.
Л. Р. Полонская.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.