- Заир. Театр
В доколониальное время некоторые народы, населяющие бассейн р. Конго (эконда, нкундо и др.), имели свой традиционный самобытный театр, развивавшийся на основе народных обрядов и празднеств. Пришедшие в страну колонизаторы стремились его уничтожить как пережиток язычества. В 40-е гг. XX в. в миссионерских школах предпринимались попытки создать так называемый современный национальный театр. В 1955 возник коллектив Лифоко (Лига фольклора Конго; существовала до середины 60-х гг.), руководитель которого А. Монжита ставил небольшие сценки («Манженженжа», «Женитьба Липепе») на сказочные и бытовые сюжеты. Труппа выступала на городских сценах, выезжала в отдалённые районы с программой, включавшей песенный и танцевальный фольклор, акробатику и клоунаду.
В годы независимости началось развитие любительского театра. В Киншасе во второй половине 60-х гг. центральное место в культурной жизни занимали драматические труппы, ставившие пьесы на французском языке До начала 70-х гг. самыми активными из этих коллективов были Объединение театра Африки (ЮТАФ) и Объединения театра Конго (ЮТЕКО), находившиеся под влиянием миссионерских организаций. Их репертуар составляли пьесы религиозно-назидательного содержания: «Нгонго Лютете» (1966), «Женевьева — мученица в Идиофа» (1967) — обе Д. Боламбы, «Нгомбе» Монжиты (1968).
Прогрессивной деятельностью отличался коллектив «Театр двенадцати», образованный актёрами, вышедшими в 1965 из состава ЮТЕКО. «Театр двенадцати» объявил своей задачей развитие национального театра на основе изучения европейской театральной культуры. Театр показал несколько французских старинных фарсов, в том числе «Адвокат Пателен», в африканизированном варианте. Злободневную проблематику коллектив находит в творчестве прогрессивных драматургов Народной Республики Конго и Руанды, в пьесах которых осуждаются косность нравов и обычаев старой африканской деревни («Котелок Кока Мбале», 1966, и «Оракул», 1968, — обе Ги Менги — автора из Браззавиля). Против межэтнических противоречий, племенного местничества направлен спектакль «Оптимист» С. Найгизики (автор из Руанды). Из национальной драматургии театр поставил только одну пьесу «Секрет выбора» Э. Любойа (1967), в которой выявляются социальные противоречия. Прогрессивные взгляды коллектива обеспечили успех спектаклей у зрителя.
В 1967—68 правительство З. для развития любительского театра выделило материальную помощь. В 1969 был проведён смотр любительских коллективов, который показал необходимость создания национального театра. В августе этого же года была сформирована новая труппа — Национальный театр. Его возглавил молодой режиссёр М. Миканза. Открытие было отмечено спектаклем «Не стрелять по антилопам» (пьеса Миканзы и П. Мушьете). В спектакль были введены фольклорные песни и танцы, актёры вовлекали в действие зрителей. Постановка дала много нового местной сцене не только с точки зрения содержания спектакля (охрана окружающей среды), но и благодаря поиску новых средств выразительности в духе самобытного африканского театра. Следующая работа коллектива — «Симон Кимбангу, или Чёрный мессия» Е. Лизембе (1971) — историческая драма, в которой ниспровергаются основы колониализма. В 1973 коллектив получил статус профессионального театра — Компания национального театра Мобуту. При нём имеются 2 труппы: национальный балет и драматическая. В работах, показанных после 1973, театр не только сохранил типично африканский колорит, бережно выявленный режиссурой в начале творческого пути, но придал ему ещё большую выразительность. Действие всех пьес переносится в З. («Господин Того-Ньини» Б. Б. Дадье, «До нового предупреждения» Г. Ойоно-Мбиа) даже тогда, когда театр обращается к европейской классической драматургии («Мещанин во дворянстве» Мольера, «Ревизор» Н. В. Гоголя и др.). В 1980 театр был на гастролях в СССР.
Н. И. Львов.
Литература:
Винокуров Ю. Н., Орлова А. С., Субботин В. А., История Заира в новое и новейшее время, М., 1982;
Винокуров Ю. Н., Конго. Трудный путь к независимости, М., 1967;
его же, Заир, М., 1976;
Воробьева Т. А., Аграрная политика бельгийских колонизаторов в Конго (1918—1939), М., 1975;
Зусманович А. З., Империалистический раздел бассейна Конго. (1876—1894 гг.), М., 1962;
Комар Ю. И., Рабочий класс Республики Заир, М., 1974;
Мартынов В. А., Конго под гнетом империализма, М., 1959;
Юрьев Н., Экспансия США в Конго, М., 1966;
Мерлие М., Конго от колонизаторов до независимости, пер. с франц., М., 1965;
Республика Заир. Справочник, М., 1984;
Andersson E., Messianic popular movements in the Lower Congo, Uppsala, 1958;
Bilsen A. A. I. van, L’indépendance du Congo, [Tournai], 1962;
Bongoma J. D., Indépendence économique et révolution, Kinshasa, 1969;
Bouvier P., L’accession du Congo Belge à l’indépendence, Brux., 1965;
Cornevin R., Histoire du Congo. Léopoldville—Kinshassa, 3 éd., P., 1970;
Demunter P., Luttes politiques au Zaïre, P., 1975;
Tshimanga wa Tshibangu, Histoire du Zaïre, Kinshasa, 1976;
Weiss H., Political protest in Congo, Princeton (N.J.), 1967;
Young Cr., Politics in the Congo, Princeton (N.J.), 1965.
Современные литературы Африки. Северная и Западная Африка, М., 1973, с. 269—75;
Развитие литературы в независимых странах Африки (60—70-е гг. XX в), М., 1980, с. 218—33.
Ольдерогге Д. А., Искусство народов Западной Африки в музеях СССР, Л.—М., 1958;
Лебедев Ю. Д., Искусство Западной Тропической Африки. М., 1962;
Искусство народов Африки, М., 1975;
Olbrechts F. M., Les arts plastiques de Congo Belge, Brux.—Anvers—Amst., 1959;
Bodrogi T., Afrikanische Kunst, Bdpst, 1967;
Trojanová A., Umenie ĉiernej Afriky, Brat., 1979.
Голден Л., Говорящие барабаны, «Советская музыка», 1964, № 4;
Lamoral A., Renaissance de la musique bantoue, «Zaïre», Brux., 1947;
Söderberg В., Les instruments de musique au Bas-Congo et dans les régions avoisinantes, Stockh., 1956.
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977;
Rop A. de, Théâtre Nkundó, Léopoldville, 1959.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.