Египет. Исторический очерк. Конец IV — начало XVI вв.

Египет. Исторический очерк. Конец IV — начало XVI вв.

Историю Е. с древнейших времён см. в статье Египет Древний.

Египет в конце IV — начале XVI вв. С 395, после раздела Римской империи на Восточную и Западную, Е. стал провинцией Византии. Протест народных масс против гнёта государственно-административных, фискальных органов облекался в форму религиозной схизмы: почти всё население Е. поддерживало движение монофиситов (яковитов, см. Монофиситство), выступавших против официальной византийской православной церкви (мелькитов). После кратковременной оккупации Е. войсками сасанидского Ирана (616—626) византийскому императору Ираклию пришлось восстанавливать позиции православия и греческой аристократии силой. Восставшие яковиты обратились за помощью к арабам-мусульманам. Халиф Омар направил в Е. небольшие военные арабские отряды под командованием Амра ибн аль-Аса, который 15 июля 640 в сражении при Гелиополе (Айн-Шамс) разбил византийскую армию. 9 апреля 641 капитулировал греческий гарнизон Вавилона (территория Старого Каира, Фустат), 8 ноября — столицы Е. Александрии. Коренное население встретило арабов как освободителей и помогло Амру ибн аль-Асу утвердить свою власть в Е.

Страна была превращена в наместничество Арабского халифата, столица перенесена из Александрии в Фустат (Вавилон) — центр египетских яковитов. Официальным языком Е. стал язык коренного населения — коптский.

В составе халифата Е. стал одной из наиболее богатых провинций. Управление страной находилось в руках амира, или вали (наместника халифа), командовавшего войсками и стоявшего во главе гражданской администрации амиля. В социальной и культурной жизни доминировала яковитская церковь. Возглавлял её патриарх (резиденция в Александрии), избиравшийся церковными иерархами и утверждавшийся наместником халифа. При условии своевременной уплаты налогов яковиты пользовались свободой вероисповедания. Мелькиты подвергались гонениям, платили подушную подать в двойном размере. По мере исламизации росло значение мусульманских правоведов — факихов и кади, являвшихся нередко независимыми от официальных властей. До середины IX в. представители арабской военной знати, в частности аристократического племени курейш, родственники халифов занимали ключевые посты в армии и администрации, назначались наместниками. С 856 власть в Е. перешла в руки военачальников тюркского происхождения, основавших две династии: Тулунидов и Ихшидидов, лишь номинально признававших сюзеренитет халифов.

VII—X вв. — период наивысшего расцвета средневекового Е. Отдельные агрикультурные нововведения римской эпохи получили всеобщее распространение; усовершенствование технологии орошения и использование многопольных севооборотов позволяли ежегодно собирать по несколько (2—4) урожаев сельскохозяйственных культур с каждого возделываемого участка, были внедрены так называемые индийские культуры (сахарный тростник, рис, хлопок и др.). Выросли торговля и ремесленное производство. В 643—765 функционировал так называемый старый Суэцкий канал, связывавший Красное и Средиземное моря через Фустат, превратившийся в один из крупнейших городов халифата.

Социальная структура имела раннефеодальный характер и в своих основных чертах не отличалась от центральных областей халифата. Земля принадлежала государству, торговля и ремесленное производство были сосредоточены в руках частных лиц. Класс феодалов состоял из представителей высшей бюрократии и военной знати. Большую роль играло купечество. Эксплуатация непосредственных производителей, в основном свободных крестьян, осуществлялась путём взимания ренты-налога. На трудоёмких работах, особенно в ирригационном строительстве, было занято большое количество рабов.

На рубеже VII—VIII вв. начался медленный, особенно в деревне, процесс арабизации Е., происходивший в первую очередь путём приобщения коренного населения к ценностям арабской цивилизации, а также путём смешанных браков, переселения в Е. небольших групп арабов. В 706 арабский язык был объявлен государственным языком Е., однако фактически, по крайней мере до середины X в., существовало двуязычие. Коптский язык был языком деловой документации (вплоть до XIV в. большинство чиновников были коптами-христианами), преобладал в культурной жизни. С середины X в. он начал вытесняться арабским языком, с XI—XII вв. коптский язык постепенно превращается в язык исключительно христианской общины.

Параллельно арабизации происходила исламизация Е. До середины X в. мусульмане составляли меньшинство населения: не более 7—8% при Омейядах, около 1/3 в начале X в. Ислам исповедовали верхушка государственного аппарата, армия, социальные низы (главным образом в городах). Религиозная борьба отражала социально-политические противоречия раннефеодального общества. Фанатично настроенные низы городского населения поддерживали преследования иноверцев, преимущественно христиан и иудеев, занимавших, как правило, более высокое социальное и имущественное положение. С VIII в. в Е. преобладал маликитский толк ислама, в начале X в. господствующее положение заняли шафииты. Большим влиянием пользовались хариджиты и различные группировки шиитов. Хариджиты возглавили крупные народные восстания (в 754, 759, 783, 794, 802), поддержанные выступлениями шиитов и крестьян-коптов (самое крупное восстание коптов — в 829—831).

На рубеже IX—X вв. активизировались представители одного из крайних шиитских течений — исмаилиты, проповедовавшие мессианские идеи о близком пришествии Махди, который восстановит правду и социальную справедливость. Опираясь на берберские племена кутама, в 909 они установили свою власть в Северной Африке (Магрибе), а в 969 захватили Е. Исмаилитское государство возглавили халифы из династии Фатимидов. В 973 его столица была перенесена в Фустат (с этого времени носит название Каир).

Е. стал центром халифата Фатимидов, включавшего также Палестину, Сирию, Сицилию, страны Магриба, Красноморское побережье Судана, Хиджаз и прибрежные районы Йемена. Социально-экономическая структура общества претерпела серьёзные изменения. Торговля, транспорт и ремесленное производство от частных лиц перешли под контроль государства. В собственности казны находились жилые дома, лавки и мастерские. В полотняном, шёлк, и некоторых других отраслях ремесла были основаны крупные государственные мануфактуры (тираз); мелкие производители работали по заказам и под контролем властей (своего рода рассеянная государственная мануфактура). Организацией производства ведали специальные правительственные чиновники — назиры, арифы и т. п. В деревнях были созданы правительственные имения — аваси, управлявшиеся агентами государства, а позднее сдававшиеся на откуп. Крестьяне были превращены в государственных крепостных, обработка земли считалась государственной повинностью. Поощрялась деятельность исмаилитских миссионеров, были основаны богословский университет аль-Азхар и др. «дома знания». Главными внутренними и внешними врагами считались сторонники Аббасидов. Устраивались гонения против христиан, евреев и мусульман-суннитов, особенно жестокие при халифе Хакиме.

В середине XI в. начался процесс разложения теократии Фатимидов. Наблюдалась всеобщая коррупция, постоянная борьба военно-дворцовых группировок за власть (с 1058 её исход зависел преимущественно от тюркской гвардии и суданской пехоты). Начался упадок хозяйственной жизни. Приходили в негодность ирригационные системы, сокращалась площадь обрабатываемых земель, уменьшалась численность населения, пустели города и селения. Большой ущерб наносили стихийные бедствия (голод в 1066—72 и др.).

С середины XI в. происходит распад Фатимидского халифата. Отделились Тунис (1048) и другие страны Северной Африки. Возникла угроза иноземных вторжений. В 1061—91 норманны завоевали Сицилию. На Востоке главными противниками Фатимидов были сунниты-сельджуки. В 1064 они вторглись в Сирию и Палестину, взяли Иерусалим (1071) и Дамаск (1076). В 1076 Хиджаз, Мекка и Медина признали сюзеренитет Аббасидов. В конце XI — начале XII вв. крестоносцы захватили прибрежные области Сирии и Палестины, утвердились в Иерусалиме (1099). Совместно с норманнами они совершили несколько нападений на Е., разграбили Тиннис (1153 и 1155), Александрию (1155), предприняли осаду Каира (ноябрь 1168). Лишь вступление сельджукских войск предотвратило захват страны крестоносцами. Население, в большинстве приверженное суннизму или яковитской церкви, поддержало приход тюрок. В 1171 халифат Фатимидов был уничтожен основавшим династию Айюбидов Салах ад-Дином, военачальником сельджукского правителя Сирии Нур ад-Дина. Салах ад-Дин ликвидировал социально-политические и идеологические структуры Фатимидского халифата. В качестве официальной доктрины был восстановлен суннизм. Социальная и духовная жизнь Е., искусство и литература подверглись влиянию тюркско-персидских традиций Сель-джукидов.

При Салах ад-Дине и Айюбидах сложились основные социальные, политические и военной институты позднего средневековья, получившие дальнейшее развитие при султанах из династий тюркских, или бахритских (1250—1382), и черкесских, или бурджитских (1382—1517), мамлюков. Бюрократический централизм сменился менее централизованной удельной системой правления, основанной на династических связях, затем на военно-земельной иерархии мамлюкских феодалов. Реформа 1181 положила начало системе земельных пожалований за военную службу (икта), господствовавшей в XIII—XV вв. Получили развитие и другие формы феодального землевладения: вакфы (ахбас), ризки, мульки, рост которых наблюдался в XIV—XV вв. Увеличилось значение частнохозяйственных отношений. Отмечались снижение уровня эксплуатации крестьянства, развитие свободного ремесла и частной торговли при сохранении государственной регламентации и монополий в отдельных отраслях экономики. Однако коррупция чиновников и дезорганизация государственного аппарата, произвол феодалов, налоговый гнёт, закрепощение крестьян, разрушение ирригационных сооружений вели к дальнейшему упадку земледелия и запустению целых сельскохозяйственных районов (Верхний Египет в XIV в.). По некоторым подсчётам, площадь обрабатываемых земель в стране к XV в. сократилась втрое (с 9,5 млн. федданов в римскую эпоху до 3 млн.). Резко уменьшилась численность населения, которая к началу XVI в. не превышала 4—4,5 млн. человек.

В XIV в. завершился процесс арабизации Е. Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII — началу XIV вв., ещё некоторое время (отдельные очаги вплоть до XVII в.) разговорный коптский язык сохранялся как язык локальных групп (главным образом в деревне). Арабский язык стал языком культуры, науки и повседневного общения. К эпохе Салах ад-Дина относится подъём арабской культуры Е., который вместе с Сирией и Йеменом стал главными наследником арабской цивилизации раннего средневековья. От айюбидской и мамлюкской эпохи сохранились тысячи арабских сочинений по истории, географии, астрологии и математике, суфизму, богословию, грамматике и др.; переживала расцвет литература.

Арабский характер египетской культуры был закреплён завершением исламизации основной массы населения, в частности крестьянства. Началось распространение суфизма и дервишских культов, воспринявших многие доисламские традиции и верования. Со 2-й половины XIII в. возобновились гонения на христиан, которые были вытеснены из общественной и государственной жизни. С середины XIV в. они устойчиво составляли не более 7—8% населения.

В области внешней политики главной задачей айюбидские и мамлюкские султаны считали защиту суннитского ислама, а наиболее опасных врагов видели в монгольских ильханах-хулагуидах, захвативших в 1258 Багдад (христиане рассматривались как их союзники). В 1260—1322 в ходе упорной борьбы с ними мамлюки одержали ряд значительных побед (в битвах при Айн-Джалуте, 3 сентября 1260, при Мердж-эс-Суффаре, 20 апреля 1303, и др.) и отстояли Сирию и Е. от монгольского нашествия. В то же время была устранена угроза с Запада. Салах ад-Дин в сражении при Хиттине (3—4 июля 1187) разбил крестоносцев, овладел Иерусалимом и занял большую часть Иерусалимского королевства. В 1219—21 и в 1249—50 были отбиты нападения «франков» (5-й и 7-й крестовые походы) на Е. 6 апреля 1250 в битве при Фарискуре (близ Эль-Мансуры) был взят в плен возглавлявший 7-й крестовый поход французский король Людовик IX Святой. В 1291 мамлюки овладели Акрой — столицей так называемого 2-го Иерусалимского королевства, Тиром, Сайдой, Бейрутом и полностью очистили от крестоносцев побережье Сирии и Палестины. В 1400—05 было отражено нашествие войск Тимура, взявшего Халеб (Алеппо) и Дамаск. Вернув эти города, мамлюки восстановили империю, включавшую помимо Е. Палестину, Сирию, Киликию, Киренаику, Красноморское побережье Судана, а также находившиеся в вассальной зависимости Хиджаз, Йемен и два туркменских государства Малой Азии.

Мамлюки рассматривали своё государство как центр ислама и образец мусульманского общества. Их правители носили титул «султан ислама» и претендовали на вселенский имамат. Ещё Салах ад-Дин присвоил себе халифские прерогативы и принял титул «хадим аль-хурамейн» («служитель обоих священных городов»), сохранявшийся и за последующими правителями Е. В 1261 султан Бейбарс (1260—77) предоставил убежище бежавшему из Багдада представителю (действительному или мнимому) халифского рода Аббасидов и как глава мусульман учредил в Каире посты верховных кади (шейх уль-исламов) всех четырёх толков суннитского права.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Египет. Исторический очерк. Конец IV — начало XVI вв." в других словарях:

  • Египет — Государственный герб и флаг Египта. Египет (араб. Миср), Арабская Республика Египет (Гумхурия Миср аль Арабия). Общие сведения. Египет  государство в северо восточной части Африки и на Синайском полуострове (Азия). Граничит на Западе с Ливией, на …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Египет (государство на Бл. Востоке) — Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль Арабия). I. Общие сведения E. ‒ государство на Ближнем Востоке, занимает северо восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии. Граничит на З. с Ливией, на Ю. с Суданом, на С. В. с… …   Большая советская энциклопедия

  • Судан. Исторический очерк — Сооружения суданских махдистов в окрестностях Хартума. Конец XIX в. Судан с древнейших времён. Территория С. была заселена с глубочайшей древности. В Нубии найдены памятники верхнепалеолитических культур, в том числе . Около 3200 до н. э. в… …   Энциклопедический справочник «Африка»

  • Египет — I Египет (Древний         древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо восточной Африке.          Исторический очерк.          Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. В 10 6 м тыс. до н. э., когда климат был более влажным,… …   Большая советская энциклопедия

  • Новое царство (Древний Египет) — История Древнего Египта Додинастический период          00 · 0 …   Википедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»