- монофиситство
монофиси́тство (от греч. mónos один и phýsis природа), восточно-христианское религиозно-философское учение, сторонники которого признают только одну природу Иисуса Христа божественную, поглотившую человеческую. М. возникло в Византии в V в. Основателем его считается константинопольский архимандрит Евтихий. В 451 на Халкидонском вселенском соборе М. осуждено как ересь.
В Северо-Восточной Африке М. получило распространение на территории современного Египта, Судана и Эфиопии. В настоящее время наиболее распространено в Эфиопии и Египте, небольшие общины есть в Ливии, Тунисе, Джибути, Сомали. Общее количество приверженцев М. составляет примерно 5% численности населения континента (в 1980 2325 млн. человек, из них около 20 млн. в Эфиопии). М. в Африке представлено 3 церквами.
Коптская церковь (или коптская церковь Египта), автокефальная с 536. После арабского завоевания Египта (VII в.) мусульманские правители различными административными и экономическими мерами добивались исламизации египтян: земли монастырей и храмов передавали мечетям, немусульман облагали более высокими налогами (земельным и др.). Поэтому коптское христианство удержалось лишь среди части горожан, свободных от земельных налогов. По роду деятельности монофиситы служащие, ремесленники, рабочие, торговцы, местная буржуазия, лишь незначительная часть приверженцев М. занимается сельским хозяйством. Среди коптов долгое время действовали римско-католические, а затем протестантские миссионеры, в результате чего в середине XVIII в. от коптской церкви отделилась группа верующих и священнослужителей, создавших униатскую самостоятельную церковь (см. Униаты), а в середине XIX в. среди части коптов образовались протестантские общины (коптская евангелическая церковь, пятидесятнические, методистские и другие организации).
Христианство у коптов постепенно приобрело некоторые черты, сходные с исламом. Например, молятся копты несколько раз в день, повернувшись на восток, перед этим совершая омовения, при входе в церковь снимают обувь, но остаются в головном уборе и т. д. Сохраняются некоторые элементы обрядности древних египтян, например, употребление музыкального инструмента систра. В качестве церковного (литургического) языка сохраняется коптский язык, непонятный многим верующим. В этой церкви имеется собственный календарь с началом летосчисления от 29 августа 284. Коптская церковь имеет в своём распоряжении храмы, церкви, монастыри, школы; в Каире расположена коптская богословская семинария, где ведётся подготовка богослужителей. Подавляющее большинство коптов проживает в городах Верхнего и Среднего Египта; значительные общины имеются в Каире, Асьюте, Александрии. Общая численность коптов в конце 1970-х начале 1980-х гг. составляла 34 млн. человек (оценка).
Эфиопская церковь (эфиопская ортодоксальная церковь), находилась в зависимости от коптской церкви Египта: её глава и высшее духовенство (епископы-абуны) назначались александрийским патриархом и были, как правило, монахами-коптами (египтянами), не знавшими местных языков и особенностей эфиопского христианства. В течение многих веков эфиопская церковь способствовала борьбе населения страны за национальное единство и независимость; в отдельные периоды церковь была авторитетнее царской власти. С установлением централизованной власти в конце XIX в. (и особенно с XX в.) эфиопская церковь была окончательно подчинена императору. В 1948 между Эфиопией и Александрийским патриархом было достигнуто соглашение о полной автокефалии эфиопской церкви. После революции 1974 и свержения в Эфиопии феодально-монархического строя эфиопская церковь стала принимать участие в экономическом и социальном развитии страны.
Догматически эфиопская церковь близка к другим монофиситским церквам. Но наряду с этим есть и особенности в ритуалах, обрядах и др. Например, частично соблюдается суббота, распространён обряд обрезания, пища делится на «чистую» и «нечистую»; в большей степени, чем в других восточно-христианских церквах, распространена «крестовая» символика (например, мальчикам выстригают на голове волосы в виде креста, девочкам заплетают косы в виде креста, женщины некоторых народов Эфиопии до сих пор носят на лбу татуировку в виде креста). Наиболее популярный в стране праздник недельный праздник весны Маскаль («крест»). Раньше отмечалось много постов длительных и строгих. В отличие от многих других христианских церквей, в эфиопской особая музыкальная традиция хор и пляски дэбтэра (низшего притча) под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов (барабаны, струнные, духовые и др.). В начале 1980-х гг. число приверженцев эфиопской церкви составляло большую часть населения страны.
Армянская апостольская святая церковь (чаще известна под названием армяно-григорианская церковь, в честь первого её патриарха-католикоса Григория Партева), примкнула к монофиситскому направлению в христианстве, а в 506 стала фактически автокефальной. На территории Африки армяно-григориане имеются в Египте (епископство), в Эфиопии (викариат), отдельные небольшие общины в Тунисе, Сомали и др. В начале 80-х гг. насчитывалось несколько десятков тысяч человек, в том числе свыше 40 тыс. человек в Египте.
Литература:
Орманиан М., Армянская церковь. Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, литература, ее настоящее, пер. с франц., М., 1913;
Heyer F., Die Kirche Athiopiens, B.N.Y., 1971;
Hyatt H. M., The church of Abyssinia, L., 1928;
OLeary L, Lacy Evans de, The Ethiopian Church, L., 1936;
Liley K., The Orthodox Church in Ethiopia, «East and West Review», 1964, January;
Murad K., Aspects de lEgypte Copte, B., 1965;
Religion in the Middle East, Three religions In concord and conflict, v. 1 Judaism and Christianity, Camb., 1969.Г. А. Шпажников.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.