- Гана. Театр
Среди населения Ганы (особенно у акан) значительное место занимают танцы. В 1920-е гг. появились передвижные концертные группы, участники которых (продолжатели традиционного народного искусства) разыгрывали импровизированные сценки нравоучительного содержания.
В годы независимости широко развернулось театр, любительство. В 1958 писательница Э. Т. Сазерленд создала Ганскую экспериментальную студию драмы. Первая постановка студии — её пьеса «Женитьба Анансегоро», написанная на основе цикла мифологических сказок акан. В 1961 студия получила государственную субсидию и постоянное помещение. Студия поставила также пьесы Дж. Де Графта о ганской жизни, поднимая в них злободневные вопросы. Наиболее интересна постановка пьесы «Гость из прошлого» (1962). В репертуар вошли произведения и других африканских драматургов — «Трагедия старого Квеку» Дж. О. Хенстона, «Это наше счастье», «Сокровище гробницы» и «Человек с характером» Дж. Э. Хеншо, «Дела брата Джеро» и «Жители болот» В. Шойинки. К концу 1963 студия влилась в школу музыки и драмы Государственного университета Г. (созданную в 1962). В стране работали и другие коллективы. Режиссёр Ф. Мориссо-Леруа в организованной им в 1961 труппе «Театр-клуб» переносил в обстановку Африки действие пьес мировой драматургии: «Мисс Жюли» по А. Стриндбьргу, «Иерма» по Ф. Гарсии Лорке, «Антигона в Гаити» (по Ж. Аную). Композитор С. Аквей был инициатором создания музыкального театра. Он поставил музыкальные спектакли «Обадзенг» («Рождённый вновь», показанный в 1961 в СССР), «Пропавшие рыбаки». Режиссёр Дж. А. Уилсон, получивший театральное образование в Лондоне, работал в труппе «Гана-плейхаус» (организована в 1963). Он ставил в реалистической манере пьесы авторов англоязычных стран Африки: «Новые патриоты» Р. С. Исмона, «Лев и сокровище», «Жатва Конги» В. Шойинки, драматургию Г. — «Дилемма призрака» Кристины Аты Айдо.
В 1965 актёры, окончившие школу музыки и драмы, образовали драматическую труппу, которая стала основой профессионального национального театра, — Национальную драматическую труппу («Компани»). Первым спектаклем была инсценировка поэмы Эндрю Ойоку, затем показана пьеса Мольера «Проделки Скапена» и пьеса руководителя труппы Мориссо-Леруа «Акосомбо» о жизни современной Г. Национальная драматическая труппа получила от государства дотацию.
После государственного переворота в 1966 Национальная драматическая труппа распалась, Мориссо-Леруа и де Графт покинули страну. Деятельность Сазерленд ограничилась постановкой детских сказок «Анансе и карлики», «Твидлдам и Твидлд» в небольшой передвижной бригаде. Только «Гана-плейхаус» продолжала свою работу. В 1968 возникла полупрофессиональная труппа «Фриланс плейере» («Независимые актёры»), которая показывает две-три постановки в год. В числе лучших спектаклей этого коллектива: «Обед ради карьеры» Дж. Э. Хеншо, «Песнь козы» Джона Пеппера Кларка, «Тартюф» Мольера и «Ревизор» Н. В. Гоголя.
В началу 1970-х гг. де Графт поставил с актёрами, ранее работавшими в Национальной драматической труппе (Аккра), спектакль «Гамлет» У. Шекспира.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.