- Конго. Театр
Самое древнее из зрелищных искусств в Конго — танцевальное искусство. Танцы, как правило, имеют сюжетный характер, изображают жатву, охоту, рыбную ловлю, они связаны с бытовыми обрядами и ритуалом поклонения предкам. Подобные выступления, содержащие элементы театрального действия, оказали большое влияние на развитие современного театрального искусства страны. В колониальный период в крупных городах существовали драматические коллективы из европейских колонистов. Католические организации, культурные общества, школы устраивали спектакли, исполнителями которых были конголезцы. На основе любительства в К. постоянно возникали передвижные труппы. После достижения независимости началось развитие театра, близкого к современному европейскому, появилась африканская драматургия. В 1963 наиболее одарённые актёры из фольклорных трупп были объединены в Ассоциацию театра Конго («Астеко»), которая с 1965 стала называться национальным театром республики (руководитель — Паскаль Майенга). В первых же постановках «Три претендента — один муж» Г. Ойоно-Мбиа, «Смерть Чаки» Сеиду Бадъяна-Мали были созданы выразительные картины старого быта и отражена борьба за независимость. Деятельность национального театра республики способствовала развитию творчества конголезского драматурга Ги Менги, его пьесы были поставлены театром и показаны на Фестивале негро-африканского искусства в Дакаре в 1966 («Котелок Мбале») и на Всеафриканском фестивале в Алжире в 1969 («Оракул»). В 70—80-е гг. театр стал придавать постановкам политико-воспитательный характер, включая в репертуар драматургию политической направленности. Среди таких постановок особый интерес вызвала пьеса «Обвинение Европы» А. Летембе-Амбили, решённая как суд над европейскими колонизаторами, угнетающими Африку. Среди других спектаклей — «Патриот» и «Ад в самом Орфее» Летембе-Амбили.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.