- йоруба мифология
йо́ру́ба мифоло́гия. У йоруба сложился политеистический пантеон богов (ориша), полубогов, духов. Глава пантеона «хозяин неба» Олорун. Он передал управление небесным сводом и миром созданному им Обатала. Обатала сделал из глины первых мужчину и женщину; создал ребёнка во чреве матери; со своей женой Одудува (Одуа) породил божества, олицетворяющие землю и воду, от союза которых произошёл Орунган (бог воздуха). От связи Орунгана с матерью были рождены 15 основных божеств, вышедших из разорвавшегося тела роженицы (в местности, где это случилось, по преданию, возник г. Ифе): Дада (божество растительности), Шанго, Огун (бог железа и войны), Олокун (божество моря) и его жена Олоса (богиня лагуны Оса), Ойя, Ошун и Оба (богини рр. Нигер, Ошун, Оба), Ориша Око (бог земледелия), Ошоси (божество охоты), Оке (бог гор), Адже Шалуга (божество богатства), Шанкпанна, или Шопона (бог оспы), Орун (бог солнца), Ошу (богиня луны). Наиболее почитаемыми были Ифа и Эшу.
Ифа божество гадания, мудрости, судьбы, а также бог пальмовых орехов (так как ими пользуются при гадании). Согласно мифам, Ифа появился на земле в г. Ифе, затем обосновался в г. Адо. Культ Ифа приобрёл у йоруба очень большое значение. К жрецам его культа обращались за советом в связи с началом войны или примирением, строительством дома, в случае бездетности и. т. д. Эшу (Элегба, Элегбара) фаллическое божество, с которым йоруба связывали церемонии инициации. Иногда его изображали в виде сидящего обнажённого мужчины с огромным фаллосом. Впоследствии Эшу стал восприниматься как персонификация зла.
В интересах правителей городов-государств йоруба мифы подверглись значительной переработке. Династические предания йоруба связывают происхождение царей с теми или иными божествами. Так, первым царём Ифе называется Одудува (выступающий в мужском варианте), первым царём Ойо Ораньян, сын Одудува, или Шэнго.
Е. С. Котляр.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.