- гураге
гураге́, в XIVXIX вв. название группы народов и раннеполитических образований на территории между Центральной и Юго-Западной Эфиопией. Впервые название Г. упоминает хроника эфиопского негуса Амдэ-Цыйона I (13141344), в староамхарских «Царских песнях» времён негуса Йисхака (14141429) упоминаются племена Г. эннамор, гумер и др. как данники негуса. Позднее, до XVI в. часть племён Г. временами находилась под властью Эфиопской империи, затем восстанавливала свою независимость. В XVIXVII вв. после нашествия оромо Г. отделились от империи (до конца XIX в.). В XVI в. некоторые племена Г. (мухер и др.) приняли христианство. Под влиянием эфиопского христианства сложилась традиционная синкретическая религия Г., причём часть её последователей (мухер, звай и др.) продолжала считать себя христианами, другие же приняли ислам. В начале XIX в. у Г. существовал слабо оформленный союз 8 племён (чаха, мухер, гьета, эннамор, эжа, гумер, акилиль и уолане). Около 1875 образовалась конфедерация 5 племён Г.: чаха, мухер, гьето, эннамор и эжа под гегемонией чаха, на территории которого находились главные святилища Г. В 1875 Г. была присоединена к Эсриопии. К конфедерации примкнули племена акилиль и уолане, и она стала называться «Гураге семи домов» (Я-сэбат-бет гураге). Каждое племя Г. делилось на кланы полноправных общинников и низшие касты охотников, ремесленников и ритуальных специалистов (уатта, или фуга). Среди полноправных общинников была распространена клиентела. Клиенты получали от вождей племён и кланов в пользование скот, отдавая своим господам приплод и оказывая им услуги. Важную роль играло побратимство (гурда). Раннефеодальную верхушку общества составляли вожди племён и кланов и жрецы (в том числе жрицы). Они получали дань от клиентов, держали рабов и торговали ими, взимали дань с глав родовых групп при занятии своей должности; жрецы получали дань во время религиозных праздников. Вместе с тем вожди должны были оказывать гостеприимство и кормить лучшей пищей всех, кто их посещал. Власть вождя, или «царя» (ныгэс), племени приобрела потестарный характер; его окружали клиенты и приближённые, служившие ему дворовыми слугами, дружинниками, посланцами. Рядом с вождями выросла иерархия жрецов бога-громовика Божэ, в каждой области имелся представитель верховного жреца, действовавший от его имени. Важную роль играли собрания вождей двух соседних племён (чаха и эннамор, мухер и акилиль) и собрания глав кланов данного племени и представителей всех племён Г. на похоронах умершего вождя племени и избрании нового. Зачатки феод, отношений и государства появились в Г. под влиянием амхара Центральной Эфиопии, с которыми Г. поддерживали связь через монастырь на озере Звай, и мусульман-купцов Восточной Эфиопии.
Литература:
Leslau W., Ethiopia documents: Gurage, N.Y., 1950;
Shack W. A., Gurage , L.[a. o.], 1966;
его же, The Central Ethiopians: Amhara, Tigrina and related peonies, L., 1974.Ю. М. Кобищанов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.