- Гвинея. Народное образование и научные учреждения
До прихода французских колонизаторов во второй половине XIX в. в Гвинее существовали коранические школы. К концу XIX в. в Г. появились первые школы, основанные миссионерами. К 1914 во всех школах Г. насчитывалось 2600 учащихся, к 1940 около 9 тыс. учащихся, средних учебных заведений не было. К моменту провозглашения независимости Г. (1958) начальным образованием было охвачено 42,5 тыс. человек (менее 10% общего числа детей школьного возраста), средним образованием 2,2 тыс. человек (0,8%), профессионально-техническим — около 600 человек. Вузов не было. Свыше 90% взрослого населения было неграмотно. После провозглашения независимости были национализированы все частные учебные заведения. Реформой образования 1961 было введено обязательное 9-летнее обучение детей с 7 лет. В 1968 было создано Национальное управление по ликвидации неграмотности. К 1982 свыше 60% взрослого населения было грамотно.
В 1968 была введена новая структура образования, началось внедрение национального языка в качестве языка обучения в начальной школе.
Начальная обязательная школа — 6-летняя для детей с 7 лет с обучением на родном языке. В 1980/81 учебном году в начальных школах обучалось свыше 257,5 тыс. человек и работали 85,8 тыс. учителей. В 1980 начальные школы посещали 80% детей в возрасте от 7 до 13 лет. Средняя школа — 6-летняя (3-летняя неполная и 3-летняя полная). В 1980/81 учебном году в неполных и полных средних школах обучалось свыше 101,1 тыс. человек, работали свыше 28,5 тыс. преподавателей.
Система профессионально-технических образования включает учебные заведения двух типов: 2-3-летние училища на базе 9 классов, готовящие квалифицированных рабочих разных специальностей, и учебные заведения (факультеты вузов) для окончивших полную среднюю школу, но не получивших степень бакалавра. В течение 2 лет они занимаются по программе первых двух курсов вуза (технического или сельскохозяйственного) и в то же время получают подготовку для работы по специальности. В 1978/79 учебном году имелось 30 агрономических, 10 зоотехнических и технических факультетов. В стране осуществляется реформа системы образования (с 1984).
Общими вопросами развития образования и культуры занимаются Министерство начального и среднего образования, Министерство технического образования и профессионального обучения, Министерство высшего образования и научных исследований, Министерство молодёжи, спорта и народной культуры.
Вузы: Политехнический институт в Конакри (построен в 1963 с помощью СССР, факультеты: инженерно-строительный, химический, горно-геологический, механический, естественных наук, медицинский и фармакологический, общественных наук, административный); Политехнический институт в Канкане (основан в 1968, факультеты: естественных наук, общественных наук и агрономический); Национальный институт сельского хозяйства в г. Фулайя (факультеты: агрономический, животноводческий и лесоводческий).
В 1980 общее число учащихся и студентов превысило 450 тыс. человек, увеличившись в 10 раз по сравнению с 1958, а численность преподавателей возросла за этот же период с 843 до 12,5 тыс.
В Г. имеются: Национальный институт научных исследований и документации в Конакри (основан в 1958), Гвинейский пастеровский институт в Киндиа, Центр исследований по рису в Канкане, Центр исследований по плодовым культурам в Киндиа (основан в 1961), Государственный секретариат научных исследований в Конакри (основан в 1969), Микробиологическая и вирусологическая научно-исследовательская лаборатория (основана в 1971), Научно-исследовательский центр океанографии, гелиофизики и испытаний конструкционных материалов в условиях тропического климата.
В. П. Борисенков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.