- Абдо Мухаммед
А́бдо Мухаммед (18491905), египетский мыслитель и общественный деятель, основоположник течения мусульманского модернизма (реформации ислама), публицист. Родился в деревне Шабшир-эль-Хисса (близ города Танта, провинция Гарбия) в образованной обедневшей семье. Образование получил в медресе Ахмадия (город Танта), затем в богословском университете аль-Азхар в Каире (186977). Был преподавателем, с 1876 занимался публицистикой. Опубликовал (1876) серию статей о взаимовлиянии западной и восточной культур. С сентября 1880 начальник департамента публикаций Министерства внутренних дел, с октября 1880 главный редактор правительственного вестника «Аль-Вакаи аль-Мисрия». Религиозно-философские взгляды А. сложились под влиянием идей Джемаль ад-Дина аль-Афгани; А. был его другом, редактором его работ на арабском языке. Активно участвовал в борьбе против колониального порабощения Египта. В декабре 1881 подготовил программу партии батан. Осудил приход армии во главе с А. Ораби-пашой к власти в феврале 1882, отстаивал необходимость политических свобод и парламентских учреждений; отказывался сотрудничать с хедивом Тауфиком и англичанами. После подавления восстания Ораби-паши в сентябре 1882 был арестован, затем выслан из Египта. Жил в Бейруте, Париже, где совместно с аль-Афгани в мартеоктябре 1884 издавал газету «Аль-Урват аль-вуска». После её запрещения выехал в Тунис (1884), затем в Бейрут (1885), где читал лекции по религиозно-философским проблемам. В этот период окончательно сложились взгляды А. как реформатора ислама. В политических взглядах разошёлся с аль-Афгани, заняв примиренческую позицию в отношении колониальных держав и выступая за постепенное социальное и политическое преобразование мусульманского мира в буржуазно-либеральном духе. В 1889 вернулся в Египет, занял пост судьи в суде первой инстанции, в 1895 вошёл в совет богословского университета аль-Азхар (добился введения в программу обучения современных курсов математики, географии, лингвистики, литературы и др.). В 1898 основал журнал «Аль-Манар», ставший органом мусульманских реформаторов в Египте. В 1899 назначен муфтием Египта, одновременно член Законодательного совета. В 1900 создал «Общество возрождения арабских наук». Выступал с лекциями в Египте и за рубежом (Тунис, Алжир). Мировую известность приобрели фетвы (юридические заключения) А., разрешавшие мусульманам изображать человека и животных, заниматься процентными операциями, носить европейский головной убор и тому подобное. Разделял религиозно-нравственные взгляды Л. Н. Толстого, о чём писал ему. Основные произведения посвящены теологии: «Пути» (1874), «Трактат о единобожии» (1897), «Комментарий к Корану» (доведённый им до 125-го стиха 4-й суры, 1904). Издал макамы Бади аз-Замана аль-Хамадани (1889) со своими комментариями.
Литература:
Долинина А. А., Мухаммед Абдо, в ее книге: Очерки истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия. Публицистика, М., 1968, с. 1931;
Левин З. И., Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте, М., 1972, с. 14849, 15459, 195203;
Коцарев Н. К., Писатели Египта, XX в., М., 1975, с. 2124 (библ.);
Тимофеев И. В., Литература Египта, в книге: Литературы Африки, М., 1979 (см. указатель);
Малюковский М. В., Начальный этап мусульманской реформации в Египте, «Ученые записки Института востоковедения», 1959, т. 17;
Adams Ch., Islam and modernism in Egypt, L., 1933;
Hourani A., Arabic thought in the liberal age. 17981939, L., 1970.Н. А. Иванов, З. А. Намитокова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.