- Бенин. Экономико-географический очерк
Бенин.
Экономическая карта.Общая характеристика хозяйства. В колониальный период хозяйство Б. получило однобокое развитие, преобладала монокультура масличной пальмы. В годы независимости, главным образом после прихода к власти военно-революционного правительства в 1972, проводятся социально-экономические преобразования. Национализированы иностранные текстильные фабрики, цементный завод, основные банки и страховые компании, водоснабжение, телефонная и телеграфная связь, производство и сбыт хлопка, электроэнергии, значительная часть экспортных и импортных операций. В промышленности создан государственный сектор; доля государственных и смешанных предприятий в промышленности составляет свыше 75% (1983). Среднегодовой прирост ВВП за годы независимости составил около 2,5%. Преобразуется сельское хозяйство. В структуре ВВП (1981, %) доля сельского хозяйства 43,2, промышленности 8,8, строительства 3,3, торговли и услуг 28,3, транспорта и связи 7, управления и прочие — 9,4. 1-й 3-летний план (1977—80) экономического и социального развития, предусматривавший расширение и укрепление государственного сектора экономики, проведение аграрных преобразований, не был завершён. Осуществление 2-го государственного плана натолкнулось на серьёзные препятствия из-за недостатка капиталовложений; был подготовлен список промышленных, сельскохозяйственных и социально-экономических проектов без уточнения сроков их реализации. Планом развития на 1983—87 предусмотрено создание 150 экономических и социальных объектов общей стоимостью около 600 млрд. франков КФА, главным образов за счёт финансирования извне. Сохраняется экономическая зависимость Б. от капиталистических стран; основными источниками финансирования являются кредиты, предоставляемые Францией, ФРГ, Бельгией, Данией, США и Канадой. Однако валютно-финансовое положение страны остаётся тяжёлым. На конец 1981 внешний государственный долг Б. составил 718,9 млн. долларов. Выплаты в счёт погашения этой задолженности в 1982 достигли 16,8 млн. долларов (в 1980 — 6,9 млн. долларов).
Сельское хозяйство — главная отрасль экономики страны, основной источник экспортных ресурсов и валютных поступлений. В сельском хозяйстве преобладает общинное землевладение; распространена аренда земельных участков. Имеются мелкотоварные крестьянские хозяйства и хозяйства капиталистического типа, расположенные на юге страны. Создаются «коллективные поля», различные объединения сбытовой и производственной кооперации. Государственные фермы и кооперативы носят экспериментальный характер, им принадлежит 7% обрабатываемых земель. Аграрная политика правительства направлена на комплексное развитие земледелия и животноводства в каждой провинции. Большое значение придаётся областным центрам содействия развитию сельского хозяйства (так называемые «КАРДЕР»), которые снабжают крестьян удобрениями, материалами и др., оказывают помощь в сбыте продукции, содействуют созданию кооперативов. Учреждены национальные общества сельскохозяйственного кредита, ирригации, по производству сельскохозяйственных продуктов, развитию животноводства, лесного хозяйства, по промыслу рыбы и др. Пашня и многолетние культуры занимают 16% территории Б., луга и пастбища — 4% (1982). Главная отрасль сельского хозяйства — растениеводство. Система земледелия в большинстве крестьянских хозяйств — подсечно-огневая. Орошаемые земли занимают 20 тыс. га (1982; 3 тыс. га в 1967). Около 85% посевных площадей занято продовольственными культурами, из которых основные — кукуруза и маниок. В 1981 было собрано 307 тыс. т кукурузы с площади 350 тыс. га, маниока — 735 тыс. т с 80 тыс. га. На севере и в центре главные продовольственные культуры — просо и сорго (главным образом в провинции Атакора, Боргу), батат и ямс. Выращивают также рис, фасоль, помидоры. Главная экспортная культура — масличная пальма. Насчитывается 30 млн. деревьев, занимающих площадь около 400 тыс. га, в центральных и южных районах. Имеются рощи дикорастущих деревьев и выращиваемые на плантациях (с 1965); площади их к 1982 достигли 28 тыс. га (900 га орошается). Вдоль прибрежной полосы на плантациях выращивают кокосовую пальму (площадь 9 тыс. га). Сбор ядер орехов масличной пальмы 70 тыс. т, производство пальмового масла 28 тыс. т (1980), сбор кокосовых орехов 20 тыс. т, производство кокосового масла 3 тыс. т (1980). Важная экспортная культура — хлопчатник (площадь 26 тыс. га, сбор хлопка-сырца 16,5 тыс. т в 1980), основные районы — провинции Боргу и Зу. Другие экспортные культуры: кофе, орехи карите, какао-бобы. На экспорт и для местного потребления возделывают арахис (90 тыс. га, 60 тыс. т в 1980) и табак (2 тыс. т в 1980) — в северных и центральных районах, цитрусовые, главным образом апельсины (12 тыс. т).
Основные район животноводства — на севере страны, где сосредоточено 80% всего поголовья. Насчитывается (1982, тыс. голов) крупного рогатого скота 974, овец и коз 2015, свиней 507, домашней птицы 5000. Для увеличения поголовья скота и улучшения его породности создаются государственные животноводческие фермы.
В лесах, богатых ценными древесными породами (главным образом красное дерево), заготавливается свыше 100 тыс. м3 древесины. Имеются свыше 7 тыс. га плантаций тика, свыше 5 тыс. га анакардиума, около 900 га филао, свыше 120 га кассии (сенны), 565 га плантаций кокосовой пальмы, а также завод по механической очистке орехов кэшью в г. Параку, 2 лесопильных завода в Кету и Аргго, многочисленные предприятия по производству древесного угля.
Рыболовство играет важную роль в обеспечении местного населения относительно дешёвыми продуктами питания. Общий улов 23,6 тыс. т (1982). Наиболее распространено лагунное рыболовство, в котором занято около 30 тыс. человек.
Промышленность преимущественно представлена предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Государство контролирует основные отрасли промышленности; все предприятия маслобойной промышленности принадлежат государственным организациям «СОБЕПАЛ» и «СОНИКОГ», но некоторые небольшие предприятия пищевкусовой промышленности, цементный завод, обувная фабрика, предприятия по сборке велосипедов и др. — обществам со смешанным капиталом. Предприятия текстильной и пищевкусовой (главным образом маслобойной) промышленности дают 80% общего объёма промышленного производства. Основной объём промышленного производства приходится на текстильную промышленность, имеется 8 хлопкоочистительных заводов в гг. Бохикон, Савалу, Ндали, Параку и др.; текстильный комплекс «ИБЕТЕКС» в г. Параку (48% капитала принадлежит Б., 52% западногерманским частным объединениям «Вуак» и «Арбатекс»); ситценабивная фабрика «СОБЕТЕКС» в г. Котону (49% капитала у Б., 10% — у французских торговых фирм, 11% — у частной компании из БСК), небольшая фабрика по переработке импортного кенафа и производству из него мешков и ковровых дорожек в г. Бохикон, принадлежащая обществу «СОБЕК» (70% капитала у Б., 30% — у итальянской фирмы). Заводы маслобойной промышленности производят: пальмовое масло (8 заводов), пальмоядерное масло и масло из орехов карите в г. Котону. В 1982 было произведено 27,2 тыс. т пальмового и пальмоядерного масла. В г. Порто-Ново — производство хозяйственного и туалетного мыла из пальмового масла, в г. Бохикон — завод по переработке семян хлопчатника, арахиса и орехов карите. Заводы пивоваренный, безалкогольных напитков, цементный, деревообрабатывающий — в г. Котону. Сборка велосипедов и мотоциклов, транзисторных радиоприёмников в Котону и др.
Энергетическая база Б. незначительна: 4 ТЭС — в Котону, Порто-Ново, Бохикон— Абомей и Параку (общей мощностью 13,6 тыс. кВт). Производство электроэнергии 60,0 млн. кВт·час (1982). Б. вынужден импортировать электроэнергию из Ганы.
Транспорт. Основной вид транспорта — автомобильный. Протяжённость автодорог (1982) — 6,6 тыс. км, в том числе асфальтированных 800 км, мощённых щебнем 2,7 тыс. км, грунтовых дорог 5 тыс. км. Три основные дороги обеспечивают международную связи Б.: асфальтированное шоссе вдоль морского побережья (180 км) связывает Б. с Того и Нигерией, автодорога (750 км) Котону—Гая с Нигером, автодорога Котону—Бохикон—Джугу—Порга — с Буркина-Фасо. Автопарк 35 тыс. машин, в том числе 25 тыс. легковых (1980). Длина железных дорог около 0,6 тыс. км. Основные железнодорожные линии: Котону—Параку (438 км), Котону—Побе (107 км) и Котону—Сегборуэ (34 км). Во внешнеторговых связях важнейший вид транспорта — морской, главный порт — Котону, который используется также Нигером и в незначительной степени Нигерией. Международные перевозки осуществляются панафриканской авиакомпанией «Эр-Африк». Главный аэропорт международного значения — в Котону.
Внешнеэкономические связи. В 1982 стоимость экспорта 3,9 млрд. франков КФА, импорта 80,5 млрд. франков КФА. Главные статьи экспорта (1979, %): пальмовое и пальмоядерное масло (64), какао-бобы (28) — реэкспорт, хлопок (12), замороженные креветки. Импорт: продовольственные товары (70% импорта), главным образом пшеничная мука и сахар; нефтепродукты, текстильные изделия, удобрения, фармацевтические товары, машины и оборудование. Главные внешнеторговые партнёры (1979): Франция (25% стоимости экспорта, 23% стоимости импорта), Нидерланды (28% и 6%), Япония (27% экспорта), Великобритания (13% импорта), Испания (8% экспорта), ФРГ (8% импорта), США (6% импорта). Удельный вес социалистических стран во внешнеторговом обороте составляет около 6%.
Денежная единица — франк КФА.
С. В. Розанова.
На заводе по переработке плодов масличной пальмы в г. Вида.
На заводе по обработке масличной пальмы в г. Гранд-Антоньи.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.