- Бенин
Голова царя.
Бронза.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.Бени́н (Benin), государство, существовавшее на территории современной Нигерии, к западу от нижнего течения р. Нигер. Основной народ бини (эдо). При археологических раскопках в столице г. Бенин (современный Бенин-Сити) обнаружены следы поселения XIII в. (предполагается, что г. Бенин возник примерно двумя веками ранее). Основу экономики Б. составляло подсечно-огневое и мотыжное земледелие (культура ямса и масличной пальмы). В XIII в. г. Бенин был, по-видимому, также развитым ремесленным центром. При раскопках найдены остатки достаточно высокой культуры эпохи металла: местные медные (латунные) деньги маниллы и латунные браслеты, изготовленные методом ковки. Устная традиция связывает зарождение бенинской государственности с принцем Оранмияном, приглашённым бенинцами из Ифе и посадившим на бенинский престол своего сына от брака с местной женщиной. По другой версии, первыми правителями Б. были огисо («цари, спустившиеся с неба»), которых сменила династия, основанная Оранмияном. Традиция приписывает сыну Оранмияна, первому бенинскому о́ба (царю) Эвеке I создание совета «выборщиков царя» (узама нихинрон) из 6 имевших наследственные титулы представителей местной родовой знати. Оба Эведо провёл реформу по укреплению царской власти, лишив узама нихинрон права на раздачу должностей. С правления Эвуаре Великого (предположительно 2-я половина XV в.) и его преемника Озолуы (конец XV в.) начинается создание бенинской «империи». К XVII в. эта «империя» расширилась до нижнего течения р. Нигер на восток и морского побережья на юг. Культурное и политическое влияние Б. распространилось на ряд народов Нижнего Нигера и на западных игбо. На западе в XVI в. бенинцы основали военный лагерь на острове Эко, положивший начало росту города-государства Лагос. На севере завоевания Б. были приостановлены государством Нупе. Кроме эдоязычных народов в «империю» входили юго-восточные йоруба на западе и западные игбо на востоке. Территория собственно Б. состояла из столицы и нескольких сотен больших и малых деревень, населённых патрилинейными большими семьями. Группы деревень образовывали своего рода кормления. Они даровались пожизненно царём как награда за службу. Лица, получившие кормления, были главными посредниками между царём и деревенской общиной, контролировали сбор регулярной дани. Общинники были лично свободными и владели основными средствами производства. Существовало домашнее рабство. В рабов обращали иноплеменников и преступников. На завоёванных землях создавались военные поселения, члены царского рода назначались правителями покорённых земель, также связанных со столицей отношениями данничества. Бенинское общество характеризовалось углублением социального неравенства, высокой степенью иерархизации должностей.
Б. был первым западноафриканским государством, где европейцы начали закупать рабов большими партиями. В последней четверти XV в. португальцы предприняли попытку христианизации Б. Среди знати и торговцев получили распространение португальский язык и письменность. В 1486 в деревне Угхотон португальцы построили торговую факторию. Позднее здесь вырос порт Угхотон (Гвато), через который осуществлялась торговля Б. с купцами европейских стран. В обмен на рабов-иноплеменников, слоновую кость, ткани местного производства и пряности правители Б. получали предметы роскоши, огнестрельное оружие, медь и другие товары. Существовала царская монополия на торговлю с европейцами.
Расширение участия Б. в работорговле привело к обострению внутриполитической обстановки, вылившемуся в многолетнюю междоусобную войну 1-й половины XVIII в. В XIX в. активизация Нупе и образование султаната Сокото привели к разрушению торговых связей Б. с северными соседями, распад «империи» Ойо к дестабилизации отношений с восточными йоруба. В результате Б. лишился важных источников приобретения африканских товаров для торговли с европейцами. Несмотря на упорное сопротивление бенинцев (см. Бенино-английская война 1897), Б., ослабленный в результате восстаний подвластных Б. народов и самих эдо, был завоёван английскими колонизаторами.
Н. Б. Кочакова.
Художественная культура Б. является одним из очагов профессионально-ремесленного придворного искусства. Архитектура Б. известна по описаниям. Столица государства г. Бенин («Великий Бенин») представляла окружённый высоким земляным валом и глубоким рвом большой город с широкими улицами, пересекавшимися под прямым углом. Дома строились из местного краснозёма, имели открытые галереи и кровли из пальмовых листьев. Царский дворец был обнесён высокой стеной и имел ряд внутренних дворов с галереями; столбы галерей были покрыты бронзовыми рельефами, во дворах высились башни, увенчанные бронзовыми изображениями птиц и змей. После разгрома Б. английскими колонизаторами на месте сгоревшего царского дворца было найдено около 2000 художественных изделий из бронзы (головы предков правителей «ухув-элао», доски с рельефными и горельефными изображениями «ама», статуэтки, ритуальные предметы) и слоновой кости (бивни с резными рельефными изображениями, небольшие маски-подвески, браслеты и т. д.), позволяющих проследить эволюцию искусства Б. Согласно преданию, бронзовое литьё способом отливки «утраченного воска» (отливка по выплавляемым восковым с моделям) появилось в Б. в конце XIII в., когда при 6-м правителе Б. Огуоле был приглашён мастер-литейщик из Ифе, обучивший местных ремесленников своему искусству. В XIVXIX вв. различаются 3 периода искусства Б. От 1-го периода (XIIIXIV вв.) сохранились портретные головы царей Б., в которых заметно влияние искусства Ифе. Однако уже здесь проявляются черты, свойственные искусству Б.: условность, лаконичность, стереотипность в трактовке отдельных деталей. 2-й период (XVXVI вв.) считается временем расцвета искусства Б. Для произведений (головы, фигурки вельмож, охотников, воинов) характерны большая точность исполнения и мягкость фактуры. Изображения человеческих голов отличают превосходная моделировка и изящный овал лица, мягкая лепка («Голова принцессы, или Голова царицы-матери»). В 3-й период (XVII конец XIX вв.) возрастает разнообразие сюжетов, количество изделий. Появляются многочисленные доски для украшения дворцов с изображением придворных церемоний, сцен охоты и жертвоприношений на фоне цветного орнамента, фигурки европейцев (португальских купцов, офицеров и солдат), животных (в том числе леопардов) и птиц (петухи), с богатой орнаментикой. С середины XVIII в. образы и сюжеты полностью канонизируются. Головы и фигуры схематичны, приобретают условный декоративный характер, отличаются друг от друга лишь элементами головных уборов, шею с подбородком закрывают прилегающие друг к другу многочисленные ряды бус. Снижается уровень технического исполнения: увеличивается массивность литья, ухудшается качество чеканки.
В. Л. Воронина, Н. Е. Григорович.
Литература:
Ольдерогге Д. А., Древности Бенина , [ч.] 13, в кн.: Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 1517, М.Л., 195357;
Мириманов В. Б., Африка. Искусство, М., 1967;
Григорович Н. Е., Голова королевы-матери из Бенина, в кн.: Сокровища искусства стран Азии и Африки, в. 2, М., 1976;
Bradbury R. E., The Benin Kingdom and the Edo-speaking peoples of South-Western Nigeria, 1957;
Egharevba J. U., A short history of Benin., Ibadan, 1968;
Ryder A. F. C., Benin and Europeans. 14851897, N. Y., 1969;
Forman W. and В., Dark Ph., Benin art, L., 1960.
Оба (правитель) со знатными придворными.
Рельеф.
Бронза.
Маска-подвеска.
Слоновая кость.
Всадник.
Бронза.
Музей этнографии.
Берлин.
Статуэтка.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.