- бамана искусство
Маска.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.бамана́ иску́сство. Деревянная скульптура бамана отличается строгостью форм, сочетанием округлых и обобщённо-геометрических объёмов, прямых и изогнутых линий, утончённостью и декоративностью деталей. Древнейшие памятники скульптуры «боли» аморфны и пластически неразвиты. Так же называли большие маски, которые помещали на поле для охраны посевов. Наиболее характерный вид традиционной скульптуры маски тайных союзов. Их разделяют по стилистическим группам. Маски союза «нтомо» человеческое лицо, увенчанное рогами (от 2 до 10) и приближающееся по форме к удлинённому овалу. Между рогами некоторых масок помещают стилизованное изображение женской фигуры, реже антилопы или крокодила. Линии глаз и прямого длинного носа (иногда доходящего до подбородка) образуют как бы наложенный на лицо крест. В масках союза «комо» сложно переплетены антропоморфные и зооморфные формы. Встречаются чисто зооморфные маски, иногда соединяющие признаки нескольких животных и птиц (быка, слона, пантеры, гиены, аиста и т. д.), связанные с пережитками тотемизма. Большинство масок комо личины (хотя известны и шлемовидные маски), иногда увенчанные рогами. Маски союза «коро» плоские прямоугольные дощечки, покрытые геометрическим узором. Танцоры носят их перед собой на длинной палке (маскоиды). У коро встречаются маски с изображением льва. Всемирно известны маски-наголовники тайного союза «чи-вара». В их основе сильно схематизированное изображение туловища антилопы: маски так называемого горизонтального стиля с опущенной мордой и вытянутыми вдоль спины рогами отличаются почти натуралистическим правдоподобием, у наголовников «вертикального стиля» упруго изогнутые шея и грива превращаются в ажурный геометрический орнамент. Нередко создаются очень сложные, почти абстрактные композиции, в которых голова, шея, уши и рога (их может быть несколько пар) образуют причудливый, но подчинённый определённому ритму узор. В некоторых масках фигуру антилопы заменяют хамелеоном, собакой или крокодилом. Между рогами маски может помещаться миниатюрная женская фигура, а на спине самки её детёныш. В пределах каждого иконографического типа встречается множество вариантов, часто обусловленных местными особенностями.
Круглая скульптура представлена сидящими и стоящими фигурами женщин с гипертрофированной заострённой грудью. Фигуры составлены из отдельных геометризованных объёмов, механически соединённых между собой, висящие вдоль туловища руки часто лишены кистей, лицо выполнено грубо и схематично. Почти всё тело покрыто насечками в виде простого геометрического орнамента. Более мягко и округло трактуются сидящие женские фигуры с ребёнком и фигуры женщин, поддерживающих двумя руками грудь. Их происхождение и назначение до сих пор неясно; возможно, что они связаны с культом плодородия. Встречаются и более редкие типы скульптуры стоящие мужские фигуры, супружеские пары, всадники и др. В некоторых районах создаются деревянные куклы-марионетки.
Н. Е. Григорович.
Веер.
Дерево.
Мали.
XX в.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Маска-наголовник союза чи-вара.
Дерево.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Танцевальная маска нтомо.
Частное собрание.
Париж.
Женская фигура.
Дерево.
Мали.
Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого.
Ленинград.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.