Африка. Экономический очерк. Промышленность. Машиностроение и металлообработка

Африка. Экономический очерк. Промышленность. Машиностроение и металлообработка

Отрасли, связанные с обработкой металлов, в большинстве африканских стран находятся на начальных стадиях развития, удовлетворяя незначительную часть национальных потребностей в металлоизделиях, инструментах и машинах, в основном несложных по техническому уровню. ЮАР — единственная африканская страна, в которой машиностроение и металлообработка, включая современные отрасли военной промышленности, интенсивно развиваются. Доля развивающихся стран Африки в мировом производстве продукции машиностроения и металлообработки в начале 1980-х гг. менее 1%. В создании металлообработки и машиностроения в африканских странах ведущую роль играет государственный капитал (например, в Алжире его доля около 80%). Среди иностранных монополий наибольшую активность проявляют автомобилестроительные компании «Фольксваген» (ФРГ), «Фиат» (Италия), «Бритиш Лейленд» (Великобритания), «Рено» (Франция), а на юге континента — «Дженерал моторе», «Форд моторе», «Крайслер» (США). Крупнейшие судостроительные компании — «Баренс шипбилдинг энд энджиниринг», «Джеймс Браун энд Хаммер», «Мартинсен Л. Х.» и др.

В развивающихся странах Африки металлообработка осуществляется в основном в кузнечных и ремонтно-механических мастерских кустарного и полукустарного типа, где наряду с обслуживанием транспортных средств и сельскохозяйственного оборудования налажено производство некоторых видов металлических запасных частей и деталей. Распространены мелкие металлообрабатывающие предприятия, изготовляющие сельскохозяйственные орудия и инвентарь, металлоизделия бытового назначения. По уровню развития металлообрабатывающей промышленности среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, располагающий значительной металлургической базой. Крупнейшими центрами металлообрабатывающего производства являются гг. Хелуан и Каир с пригородами. Современная металлообрабатывающая промышленность представлена и в других странах Северной Африки: в Алжире: основные центры — гг. Константина, Алжир, Оран; в Тунисе — г. Мензель-Бургиба, в Марокко — г. Касабланка. К созданию современной металлообрабатывающей промышленности приступила Нигерия.

В большинстве африканских стран собственно машиностроение практически отсутствует. Широко представлены предприятия, осуществляющие сборку автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин, мотоциклов, велосипедов, небольших судов, электротехнических изделий, радиоприёмников, телевизоров и бытовых приборов. Машины и оборудование производств, назначения сравнительно широкой номенклатуры производят лишь в ЮАР и Египте. Единичные машиностроительные заводы (в Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии) выпускают несложное железнодорожное оборудование, насосы, дизельные двигатели, котлы, швейные машины и т. д. До середины 1970-х гг. предприятия машиностроения ориентировались главным образом на удовлетворение внутреннего спроса. Во 2-й половине 70-х гг. в ряде стран (Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Нигерии, Заире, Гане, Сенегале, БСК, Замбии, Лесото и Ботсване) иностранные монополии стали создавать предприятия, производящие полуфабрикаты (узлы и детали для автомобильной и электротехнической промышленности, интегральные схемы, полупроводники и т. д.) для экспорта, в том числе в промышленно развитые страны.

Электротехническая промышленность начала развиваться в развивающихся странах Африки в конце 1960-х гг. В номенклатуре выпускаемых изделий — электромоторы, трансформаторы, электролампы и др. Большинство предприятий сконцентрировано в странах Северной Африки — Египте, Алжире, Тунисе, Марокко. Выпуск сухих электрических батарей, автомобильных аккумуляторов, а также радиотелеаппаратуры и изделий потребительского назначения освоен многими африканскими странами. Почти все материалы и детали импортируются. Значительное развитие электротехническая промышленность получила в ЮАР, где предприятия специализируются на выпуске электромоторов, трансформаторов, кабелей почти всех типов. Среди развивающихся стран Африки выделяется Египет, где широко представлено производство телевизоров, радиоприёмников, магнитофонов, электропроигрывателей, бытовых электроприборов длительного пользования и т. п. Главный центр электротехнической промышленности — Каир с городами-спутниками.

Автосборочная промышленность в1970—80-е гг. расширилась за счёт ввода в строй новых предприятий. Тем не менее доля Африки в производстве автомобилей (как грузовых, так и легковых) среди стран несоциалистического мира в начале 80-х гг. не превышала 2%. В 1980 в Африке было собрано 403 тыс. легковых и 129,5 тыс. грузовых автомобилей, около 1 тыс. тракторов (из них более 1/2 собирается в ЮАР). Автосборочные предприятия развивающихся стран в основном сосредоточены на севере и западе Африки (главным образом в Египте, Марокко и Нигерии). Имеются хорошо оборудованные заводы, проектная мощность которых достигает или превышает 10 тыс. автомобилей в год, например 2 завода в районе Каира, завод в Касабланке, заводы в гг. Лагос и Кадуна. Многочисленные небольшие автосборочные предприятия выпускают несколько сотен автомашин в год и одновременно производят ремонтно-механические работы. Большинство автосборочных заводов являются смешанными предприятиями (доля государства от 25 до 60% капиталовложений). В середине 70-х гг. в Египте, Марокко и Алжире наметилась тенденция к постепенному переходу от простого монтажа к частичному производству несложных комплектующих деталей; производство механических частей автомобилей (двигателей, коробок передач, мостов) только начинает развиваться.

Правительства развивающихся стран Африки поощряют создание предприятий по сборке сельскохозяйственного оборудования. Наиболее крупные тракторосборочные заводы действуют в Египте, Алжире, Ливии.

Большинство африканских стран имеет выход к морю, однако судостроительная промышленность на континенте развита слабо: доля Африки в общем числе судостроительных предприятий и стапелей несоциалистического мира составляет менее 1%. В 9 развивающихся странах Африки строятся стальные и деревянные суда грузоподъёмностью до 100 рег. бр.-т, в остальных — мелкие деревянные суда и лодки местных типов. Современные судостроительные верфи имеются лишь в ЮАР, Марокко и Египте. Судоверфь «Александрия шипъярд» в порту Александрия построена при техническом содействии СССР. С начала 1980-х гг. осуществляется реконструкция и модернизация судоверфей в Порт-Саиде. В крупных портах Нигерии и Сенегала (Лагос, Дакар) имеются судоремонтные мастерские, занятые текущим и навигационным ремонтом судов, однако современным оборудованием оснащены немногие из них. Основная часть современных мастерских сосредоточена на Атлантическом и Средиземноморском побережье Африки — в Касабланке и Танжере (Марокко), в Алжире и Марс-эль-Кебире (Алжир), Бизерте (Тунис), Порт-Саиде и Исмаилии (Египет), а также на побережье Индийского около — в Джибути, Порт-Луи (Маврикий), в Дурбане и Порт-Элизабете (ЮАР).

Станкостроение развито лишь в ЮАР, где выпускаются различные типы станков, в том числе с программным управлением, автоматические линии. В Египте эта отрасль представлена небольшими заводами по выпуску металлорежущих станков.

Л. М. Янчишина.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»