- Южно-Африканская республика. Литература
Литература развивается на языках народов банту (зулу, суто, коса, тсвана), но в основном на английском и африкаанс. Фольклор включает героический эпос, возникший в период колонизации, легенды, волшебные зулусские сказки (цикл об Ухлаканьяне, о Токолоше и др.), бушменские и готтентотские сказки о животных, пословицы, поговорки, в которых находит отражение народная мудрость. Литературная деятельность африканцев начинается во второй половине XIX в. С введением письменности на африканских языках (на основе латинского алфавита). Это так называемая подопечная литература, находившаяся под контролем христианских миссий. Используя европейские жанровые формы, африканские литераторы видели свою задачу в изображении столкновения исконных автохтонных традиций и ценностей с европейскими, в попытке их примирения. В конце XIX в. возникла литература протеста, носящая антиколониальную, антирасистскую направленность.
В конце XIX — начале XX вв. появились публицистика, рассказы, романы, в том числе «Африканская ферма» (1883) выдающейся южноафриканской писательницы-демократа О. Шрейнер. Её героини бросают вызов буржуазному обществу. Антиколониальная направленность окрашивает повесть Шрейнер «Пётр Холькет» (1897). С революционно-романтическими стихами дебютировал поэт-африканер Я. Ф. Э. Селлирс. Социально-экономические сдвиги, происшедшие в южноафриканском обществе после 1-й мировой войны, нашли отражение в литературе, особенно в произведениях писателей-африканцев. В публицистических книгах на зулу Дж. Дубе и М. Фузе выдвигается идея сплочения народов банту. Литераторы проявляют интерес к героическому прошлому африканцев. Появляются исторические романы, посвящённые зулусскому вождю Чаке: роман основоположника литературы басуто Т. Мофоло «Чака» (1925), книги Дубе и Р. Зломо (на зулу). Важную роль в развитии зулусской литературы сыграл поэт, романист и литературовед Б. У. Вилакази: сборники стихов «Песни зулуса» (1935) и «Небосвод» (1945). В романе писателя коса А. К. Джордана «Гнев предков» (1940) предпринята попытка раскрыть тему распада племенных отношений под напором европейской цивилизации.
Свободолюбивые мотивы, протест против расового угнетения и социальной несправедливости звучат в патриотической поэме «Долина тысячи холмов» (1941) Г. Зломо. Социально-критические тенденции прослеживаются в романах и стихах англоязычных писателей Сары Гертруды Миллин и У. Пломера, мастера сатирического рисунка, воссоздающего гнетущую, напряжённую атмосферу Южной Африки. Трилогия из жизни белого бедняка «Ампи» (1924—1942) Й. ван Брюггена — первое достижение критического реализма в литературе на африкаанс. Один из наиболее ярких представителей 30-х гг. (так называемых тридцатников) Н. ван Вейк Лаув создал монументальную лиро-эпическую поэму «Рака» (1941). М. Крихе писал антифашистские стихи, пьесы.
Пришедшая к власти в 1948 Националистическая партия проводит в стране политику жестокой расовой дискриминации и сегрегации. Апартхейд вызвал мощную волну литературы протеста, развивающейся в основном в русле критического реализма и противостоящей колон, и эскепистской литературе. Против расизма выступают в 40—50-е гг. прозаики А. Пейтон, Надин Гордимер, Дж. Гордон, Э. Мпахлеле, Филис Альтман, Г. Блум, а также П. Абрахамс. Солидарности рабочих разных рас посвящён роман Абрахамса «Шахтёр» (1945). Трагическая любовь юноши-африканца и белой девушки — в центре его книги «Тропою грома» (1948). Борьба зулусов с колонизаторами изображена в романах Абрахамса «Завоевание» (1950) и Дж. Коупа «Прекрасный дом» (1955).
Антирасистская тема остаётся ведущей и в 60—70-е гг. Резкий протест против жестокой политики апартхейда звучит в пьесах драматургов-африканцев Р. Маку («Выгодное дело», направлена против бюрократизма), С. Нонкуцубы («Ндан Кама», выступает в защиту традиционных обычаев африканцев), Мтули Шези («Шанти»), Дж. Мтобы («Стрела»), Т. Шарпа («Южноафриканец»; на языке коса), Г. Кенте («Слишком поздно»), М. Макуина («Этот день отдайте нам» — о гибели в 1974 деятеля национально-освободительного движения А. Тиро), а также в пьесах писателей европейского происхождения: инсценировки Пейтона по собственным произведениям, пьесы «Дитя моего сердца» (1956) Ингрид Йонкер, «Плотина» (1958) и «Загадки Кейпа» (1968) Г. Батлера, «Родс» (1960) Э. Делиуса. Наиболее существенные достижения в драматургии связаны с именем режиссёра и театрального деятеля А. Фугарда, автора пьес «Нет доброй пятницы» (1958), «Кровавый узел» (1961), «Орест» (1971), «Остров» (1974) и др. из южноафриканской жизни. Многие писатели ЮАР, находясь в эмиграции, продолжают бороться с реакцией. С остросоциальными пьесами выступили прозаики Л. Нкози, поэт и прозаик У. Б. Модисане («Четверть миллиона мальчишек»), поэт и критик К. Питере («Баллада тюремных камер»), прозаик и поэт Р. Рив, прозаик Э. Хатчинсон («Пиратское такси», «Судебное дело Фусане»). Острота социальной проблематики характерна для творчества одного из крупнейших южноафриканских прозаиков А. Ла Гумы. Его повести «Скитания в ночи» (1962), «В конце сезона туманов» (1972), «Время сорокопута» (1979) и др. — яркие образцы литературы протеста и сопротивления. В её русле развивается творчество прозаиков К. Барнарда и З. Стэндера, поэтов Дж. Питса, Р. Н. Карри, Э. Делиуса, А. К. Нортье, Д. Брутуса, Питерса, У. К. Коситсиле, А. Н. К. Кумало, Б. Файнберга, И. Чинару, Б. Брейтенбаха, О. Мтшали, Зулусские поэты М. Р. Кунене, М. У. Сероте развивают поэтические традиции банту. Придерживаясь разных политических и эстетических взглядов, южноафриканские поэты единодушны в резком осуждении расистской политики правительства. Жестокие законы апартхейда, гнетущая атмосфера, царящая в стране, породили настроения отчаяния, безысходности и бессилия, которые нашли отражение в поэзии Мэри Моррисон Уэбстер, Рут Миллер, пишущих по-английски, в стихах на африкаанс Адель Наоде и особенно в творчестве Ионкер. Чувством растерянности и смятения проникнуты «Чёрные блюзы» Модисане, стихи К. Тембы. В то же время для многих поэтов характерна вера в неизбежность крушения позорной системы апартхейда, в победу освободительного движения. Заметное место в литературе сопротивления занимает революционная песня; один из её создателей — поэт и композитор В. Мини, погибший от рук южноафриканских расистов.
Проблемам становления молодых африканских государств после получения ими независимости посвящены книги «Венок Майклу Удомо» (1956) Абрахамса, «Почётный гость» (1970) Гордимер и «Скитальцы» (1972) Мпахлеле. Литература протеста и сопротивления — важный компонент общенациональной культуры, складывающейся в ЮАР вопреки жёсткой политике культурной обособленности, проводимой Националистической партией.
Издано:
В русском переводе: Квартет. Новые голоса Южной Африки. [Рассказы], М., 1969;
Линии наших рук. Из поэзии стран Юга Африки, М., 1983;
На склонах Столовой горы. Рассказы прогрессивных писателей ЮАР, М., 1983.П. Картузов, Л. В. Саратовская.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.