- Южно-Африканская республика. Народное образование и научные учреждения
Университет Южной Африки в Претории.
До прихода на территорию современной ЮАР европейцев (середина XVII в.) обучение молодого африканского поколения шло по традиционному африканскому пути: старшее поколение передавало младшему навыки и жизненную философию. С основанием первых поселений европейцев дети европейцев учились читать библию у приходского священника. Затем появились «странствующие учителя». Первые миссионерские школы были основаны на рубеже XVIII—XIX вв. Англичане сразу ввели в них раздельное обучение детей европейцев и местного населения, что явилось началом политики апартхейда в области образования. Обучение коренных жителей носило крайне элементарный характер и преследовало лишь религиозные цели. Во второй половине XIX в. образование белого населения, осуществлявшееся в начальных школах при миссиях и частных средних учебных заведениях (колледжах), было взято в руки государства. Африканцы продолжали заниматься в основном в начальных школах, принадлежавших миссиям и церкви. В начале 40-х гг. XX в. африканцы выступили за отделение школы от церкви, за создание единой системы образования для всех, за ликвидацию глубокой разницы между европейскими школьными программами и программами для африканцев. В 1943 правительство взяло на себя контроль за их образованием, но различия между системами образования не были ликвидированы.
Современная система образования определена законом 1953 и строится по строго расовому признаку: дети белых, цветных, банту и индийцев учатся в разных учебных заведениях по разным программам и учебникам. Уровень и характер образования европейцев и неевропейцев, материальные условия в школах различны. Для детей белых обучение обязательное в течение 9 или 10 лет (с 6 или 7 до 16 лет), для африканцев (введено в 1976) — в течение 4 (с 7 до 11 лет), для цветных и индийцев — разной продолжительности: в провинции Натал — с 7 до 16 лет, в Капской провинции — с 7 до 14 лет и т. д. Продолжительность полного курса общего образования 12 лет. Начальная 7-летняя школа состоит из 2-летней приготовительной (младшей) и 5-летней основной. Обучение белых детей ведётся на английском языке, африканеров — обычно на африкаанс, цветных — как правило, на одном из этих языков, индийских и африканских детей — на их родных языках.
По закону 1953 основным типом школы для африканских детей всё больше становится самостоятельная 4-летняя низшая начальная школа. В сельской местности 90% детей, посещающих школу, в лучшем случае ограничиваются прохождением её полного курса. Многие африканские дети из-за крайней нужды вообще вынуждены бросать её после 2—3 лет обучения, фактически не научившись читать. По данным на конец 70-х гг., около 50% африканских детей обязательного школьного возраста не посещали школу.
В 1984 в начальных школах обучалось 3206,5 тыс. детей африканцев, в 1983 — свыше 612,5 тыс. белых детей, свыше 610,4 тыс. цветных и свыше 152,9 тыс. индийских. Средняя школа 7-летняя, состоит из 3-летней младшей и 2-летней старшей. Из общего числа учащихся белой группы населения в 1979 средние учебные заведения посещали почти все учащиеся, индийской — 30%, цветной — 17,4%, африканской — 14,6%. В средних школах в 1984 обучалось свыше 753,8 тыс. африканских детей, в 1983 — около 401,8 тыс. детей европейцев, свыше 163 тыс. цветных и свыше 78 тыс. индийских детей. Значительная часть средних школ имеет только младшее отделение. По своей организации и содержанию обучения средние школы для европейцев, индийцев и цветных разных провинций значительно различаются между собой. В младших средних школах на 1-м году обучения все учащиеся проходят одинаковый общеобразовательный курс, а на 2-м начинается дифференциация, которая усиливается на 3-м году. В большинстве старших средних школ дифференциация обучения углубляется. Например, в школах Оранжевой провинции существуют академические, технические, коммерческие и сельскохозяйственные отделения. Сами школьные программы для неафриканцев близки к программам английских школ. Подавляющее большинство африканских детей из числа тех, кто попадает в среднюю школу, ограничиваются младшей средней школой. Число старших средних школ для банту очень ограничено. До их выпускных классов доходит только 3—4% всех учащихся банту.
Профобразование развито слабо и существует главным образом для европейцев. Низшее профобразование европейцев осуществляется главным образом в форме ученичества на предприятиях и в профтехучилищах и школах. Для африканцев действуют 4-летние так называемые центры профобучения (ремесленные училища), куда принимаются выпускники начальных школ. Профобразование для африканских девушек ограничивается несколькими школами-курсами, готовящими медсестёр, а также домоводческими курсами. Мужские профцентры дают ремесленную подготовку строителям, водопроводчикам, плотникам и др.
Среднее специальное образование учащиеся получают в технических школах и колледжах, в коммерческих, домоводческих, индустриальных и других специальных средних школах. Полный курс обучения в средних технических школах 5 лет на базе начальной школы, в коммерческих и домоводческих — 3 года на базе двух лет младшей средней школы. Окончание средних специальных учебных заведений даёт возможность поступить в специальный вуз. Профессиональное и среднее специальное образование осуществлялось в 1973 в 26 технических колледжах для белых (около 19,6 тыс. студентов), 5 технических колледжах для цветных (около 2,9 тыс. студентов), 1 —для индийцев (около 7 тыс.), 2 технических колледжах и 42 ремесленных училищах (профцентрах) для банту, где в целом в 1974 обучалось 4600 учащихся.
Подготовка учителей для начальных и младших средних школ для европейцев, индийцев и цветных осуществляется на базе средней школы в 3-летних педагогических колледжах. Преподавателей для старших средних школ готовят университеты. Студенты проходят там курс на каком-либо из факультетов, а затем 1—2-годичную специальную педагогическую подготовку. Часть преподавателей готовится в политехнических институтах (тёхниконах). Учителей для низших начальных школ для банту готовят 3-годичные учительские колледжи на базе 7—8-летней начальной школы. Часть преподавателей для этой ступени набирается из южноафриканских солдат после их службы в армии. Они проходят переподготовку в течение полугода в специальных лагерях, затем направляются в школу. Учителей для основных начальных школ банту готовят на базе младшей средней школы 3-годичные педагогические колледжи. Выпускникам полной средней школы, стремящимся стать учителями либо во всех классах начальной школы, либо в младшей средней школе, педагогические колледжи предоставляют 1-годичный курс педподготовки на базе старшей средней школы. В 1975 подготовка учителей проводилась в 23 педагогических колледжах для белых (свыше 11,6 тыс. учащихся), в 16 для цветных и индийцев (свыше 5,7 тыс. учащихся), 38 колледжах для банту (около 14 тыс. учащихся). В 1983/84 учебном году преподаватели для старшей средней школы готовились в 17 университетах и 3 политехнических институтах.
Управление и финансирование образованием децентрализованы. Общеобразовательные школы для белых, цветных и индийцев, а также учреждения по подготовке учителей для этих школ находятся в ведении отделов народного образования провинций. Высшее, среднее специальное и профессиональное образование для белых находятся в ведении федерального Государственного департамента по вопросам образования, искусства и науки, высшее, среднее специальное и профессиональное образование индийцев — в ведении Государственного департамента по делам «цветных». Общий надзор над образованием банту осуществляет созданный в 1958 федеральный Департамент по образованию банту, созданные в 1968—1970 Департаменты образования и культуры провинций осуществляют непосредственное руководство их просвещением. Большую роль в управлении образованием играет церковь: 2/3 всех цветных учатся в школах, находящихся под контролем церкви из многих стран и миссий. Финансирование образования белых на 50% осуществляется правительством, остальные средства идут с местных налогов. В значительной степени централизованно осуществляется финансирование цветных и индийцев. Образование африканцев — почти целиком из местных средств. На обучение одного цветного ребёнка тратится в 3,5 раза, африканского — в 9 раз меньше средств, чем на обучение белого ребёнка. 90% общеобразовательных учебных заведений для белых государственные, для детей неевропейцев сохраняется много частных и миссионерских школ.
Высшее образование, присуждающее степень бакалавра, осуществляется в университетах. Большинство университетов образовалось из прежних университетских колледжей в течение последних 20 лет. Доступ неевропейцев в университеты для белых запрещён с 1959 в соответствии со специальным законом; для них существуют отдельные вузы. В 1983/84 учебном году было 18 университетов, из них 10 предназначались только для европейцев (в 1983/84 учебном году — свыше 92,5 тыс. студентов); 1 — для цветных (4776 студентов), 1 — для индийцев (5730), 4 — для африканцев (9869). В 1976 открыт Медицинский университет Южной Африки, преимущественно для африканских студентов (703 студента). Особое место в системе высшего образования занимает межнациональный университет Южной Африки в Претории (основан в 1873), который даёт высшее образование заочникам и экстернам (около 56 тыс. учащихся в 1983).
Университеты: в Кейптауне (основан в 1918; свыше 12 тыс. студентов), в Претории (основан в 1908; свыше 16,8 тыс. студентов), в Йоханнесбурге (основан в 1922; свыше 14 тыс. студентов). Обучение ведётся только на европейских языках (на одном из них или на двух). Профили обучения: гуманитарный, естественно-математический, теологический, медицинский, технический, коммерческий, ветеринарный, музыкальный, экономический, политических наук и др. К числу высших учебных заведений, не дающих, однако, степени бакалавра, относятся 8 политехнических институтов с 42206 студентами разных рас, обучающихся, однако, раздельно. Около 2/3 студентов в них получают образование на уровне средних специальных учебных заведений. Значительная часть студентов занимается без отрыва от производства.
Библиотеки: Публичная библиотека в Блумфонтейне (основана в 1875, 268,2 тыс. тт. в 1982); Городская (основана в 1952, 1 млн. тт.), Парламентская (основана в 1857, 200 тыс. тт.), Южноафриканская публичная (основана в 1818, 530 тыс. тт.) и Библиотека университета (основана в 1829, 793,3 тыс. тт.) — в Кейптауне и др.
Государственный центр организации и координации научных работ — Совет по научным и промышленным исследованиям (основан в 1945, Претория). В его ведении находятся научно-исследовательские институты (электротехнический, математический, лесопромышленный и др.). Объединение по исследованию космических лучей, ряд лабораторий, обсерваторий и научных станций. Крупнейшими организациями являются: Комиссия по атомной энергии (основана в 1948), Ассоциация научных и технических обществ ЮАР (1920), Южноафриканская академия наук и искусств (1909), Совет по гуманитарным исследованиям (1969), Королевское общество Южной Африки (1877) и др.
В. Лапчинская.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.