- Южно-Африканская республика. Экономико-географический очерк
Золотые запасы резервного банка ЮАР.
Претория.Общая характеристика хозяйства.
ЮАР — индустриально-аграрная страна, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. На ЮАР приходится лишь 5% территории и 9% населения Африки, но 25% ВВП и свыше 40% объёма промышленной продукции континента, значительная доля в производстве ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства Африки (см. таблицу 2).Таблица 2. Доля ЮАР в экономике Африки, %, 1980
Объём продукции обрабатывающей промышленности 40 Объём продукции горнодобывающей промышленности 45 Производство электроэнергии 64 Производство стали 66 Производство автомобилей 46 Производство говядины 30 Производство кукурузы 41 Производство картофеля и пшеницы 19 Протяжённость железных дорог 29 До 2-й мировой войны ведущая роль в экономике ЮАР принадлежала добыче полезных ископаемых, предназначенных на вывоз (главным образом в Великобританию). Существенные изменения в структуре экономики произошли за годы 2-й мировой войны; в частности, в связи с трудностями импорта ускоренное развитие получила обрабатывающая промышленность. За 1945—1984 доля обрабатывающей промышленности в ВВП выросла с 15 до 29%. В 60—70-е гг. развитие экономики ЮАР характеризовалось высокими темпами роста, широким внедрением в производство достижений науки и техники, усилением государственной деятельности по производству товаров и услуг и по регулированию экономики. Важнейшим фактором быстрого экономического роста была жесточайшая эксплуатация африканской рабочей силы. Особенно интенсивно развивались такие отрасли, как машиностроение (в том числе электротехническая и радиоэлектронная), нефтеперерабатывающая, химическая, военная. В эти отрасли направлялся основной приток прямых иностранных инвестиций. Происходило определённое сокращение разрыва в технологическом уровне производства между ЮАР и ведущими капиталистическими странами.
В 1982—1985 экономическое положение ЮАР резко ухудшилось вследствие низкого уровня мировых цен на основные товары её экспорта (в первую очередь на золото), высокого (свыше 10%) уровня инфляции, продолжительной засухи. Реальный ВВП в 1984 составил 104,8 млрд. рандов. Структура ВВП приведена в таблице 3.
Таблица 3. Доля основных отраслей в ВВП, %
1977 1984 Сельское и лесное хозяйство, рыболовство 8,1 5,2 Горнодобывающая промышленность 12,7 14,0 Обрабатывающая промышленность 22,6 28,9 Электроэнергетика, газо- и водоснабжение 3,6 5,0 Строительство 4,5 3,7 Транспорт, связь и складское хозяйство 10,1 9,1 Торговля 10,3 12,0 Финансы 12,5 13,6 Прочее 15,6 8,5 Всего 100,0 100,0 По объёму промышленного производства и внешнеторгового оборота ЮАР входит в число 20 ведущих капиталистических стран. Вместе с тем её особенность — существование территориально изолированных современного и традиционного (представленного крайне отсталым хозяйством бантустанов) секторов экономики. В системе международного капиталистического разделения труда ЮАР по отношению к другим развитым капиталистическим странам продолжает в значительной степени оставаться сферой приложения капитала, рынком сбыта машин и оборудования и другой готовой продукции; ей принадлежит роль важного поставщика для этих стран многих видов промышленного сырья и сельскохозяйственной продукции. ЮАР занимает 1-е место в капиталистическом мире по экспорту марганцевой руды, хромитов, металлов платиновой группы. По отношению к развивающимся странам ЮАР выступает как экспортёр продовольствия и готовой промышленной продукции, а также как крупный инвестор. За 1956—1983 общая сумма заграничных капиталовложений ЮАР возросла почти в 21 раз и достигла 17,2 млрд. рандов.
В ЮАР широкое развитие получил государственно-монополистический капитализм. В начале 80-х гг. на государственный сектор приходилось около 1/4 ВВП. В собственности или под контролем государства находятся запасы благородных и радиоактивных металлов, драгоценных камней, леса, а также почта, радио, телефон и телеграф, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, трубопроводы и порты. Государству принадлежит монополия на торговлю некоторыми товарами, прежде всего немонетарным золотом. Государство — фактический монополист в базовых и стратегических отраслях — энергетике, металлургии, некоторых отраслях тяжёлого машиностроения, химической промышленности, производстве искусственного жидкого топлива из угля, удобрений, военного снаряжения. В 1980 суммарные активы десяти крупнейших государственных корпораций ЮАР (ЭСКОМ — энергетика; ИСКОР — чёрная металлургия; САТС — транспорт; САСОЛ — производство искусственного жидкого топлива и др.) составили 34,6 млрд. рандов (39% основного капитала ЮАР).
Важные позиции в экономике ЮАР принадлежат местному монополистическому капиталу: под его полным контролем находятся горнодобывающая промышленность и многие отрасли обрабатывающей промышленности. Иностранный капитал играет ведущую роль в развитии ряда отраслей машиностроения — автосборочной, в производстве электронной вычислительной техники, в том числе бытовой электроники; в нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 70-х гг. иностранным капиталом контролировалось около 20% всех производственных мощностей обрабатывающей промышленности ЮАР.
Государственное регулирование экономического развития страны осуществляется на основе программ, решающая роль в осуществлении которых отводится частному сектору; правительство берёт на себя реализацию таких проектов, которые либо не под силу частному капиталу, либо не обещают ему скорой отдачи, в том числе один из важнейших — программа «децентрализации промышленности», предусматривающая создание новых предприятий за пределами крупных промышленных центров. В рамках программы правительство предоставляет льготы на строительство промышленных предприятий на «границах» с бантустанами, стимулируя таким образом использование населения бантустанов в качестве дешёвой рабочей силы.
В 1984 валовые внутренние капиталовложения составили 24,9 млрд. рандов, норма накопления — 24%. Государство — крупнейший в ЮАР инвестор, в 1984 на его долю приходилось 44% валовых внутренних капиталовложений. Иностранные инвестиции составили (на конец 1983) 45,5 млрд. рандов (около 2/3 сосредоточено в частном секторе ЮАР), в том числе прямые 19,0 млрд. и портфельные 26,5 млрд. 50% инвестиций приходилось на страны ЕЭС и 25% — на США. Внешний долг ЮАР на конец 1984 составил 2,7 млрд. долларов. Дефицит платёжного баланса на конец 1983 — 2,5 млрд. рандов.
Промышленность.
ЮАР — наиболее промышленно развитая страна Африки. На долю промышленности (включая электроэнергетику) в 1984 приходилось 43% ВВП; число занятых составило 2526 тыс. человек, из них 55% — в обрабатывающей, 28% — в горнодобывающей промышленности, 17% — в электроэнергетике. В структуре отрасли обрабатывающая промышленность превосходит горнодобывающую как по стоимостному объёму продукции, так и по числу занятых. В экспорте ЮАР горнодобывающей промышленности принадлежит ведущая роль.Горнодобывающая промышленность и энергетика. В ЮАР добываются практически все (за исключением нефти и бокситов) полезные ископаемые, необходимые для развития экономики страны на современном уровне. ЮАР занимает 1-е место в капиталистическом мире по добыче золота, марганцевой руды, хромитов, ванадия, ювелирных алмазов, металлов платиновой группы, одно из ведущих мест по добыче сурьмы, урана, асбеста, корунда и некоторых других минералов. Среди африканских стран ЮАР выделяется по добыче каменного угля. Динамика основных показателей горнодобывающей промышленности показана в таблице 4.
Таблица 4. Добыча основных полезных ископаемых
1975 1980 1982 1984 Каменный уголь, млн. т 68,0 112,7 134,3 159,4 Железная руда, млн. т 12,3 26,6 25,0 24,5 Марганцевая руда, млн. т 5,77 5,7 5,22 3,0 Хромиты, млн. т 2,08 3,43 2,16 3,01 Медная руда*, тыс. т 178,9 202,0 188,0 201,0 Сурьмяная руда*, тыс. т 15,0 22,4 … … Золото, т 749,0 672,0 664,0 680,7 Платина и другие металлы платиновой группы, т 84,0 … … … Алмазы, млн. кар. 7,3 8,6 8,8 10,1 Асбест, тыс. т 335,0 277,0 204,0 167,0 Урановый концентрат, тыс. т 2,8 7,3 … 5,8 Железная руда добывается на северо-западе Трансвааля (месторождение Табазимби) и на северо-востоке Капской провинции (месторождение Сайшен). Более половины добываемой руды потребляется на местных металлургических предприятиях, остальная часть экспортируется в Японию и страны Западной Европы через порт Салданья, связанный железнодорожной линией с месторождением Сайшен. Основной район добычи марганцевых руд расположен на севере Капской провинции (месторождения в районе гг. Постмасбург и Куруман). Ежегодно экспортируется свыше 60% общего объёма их добычи, значительное количество используется в чёрной металлургии ЮАР. На долю ЮАР приходится 2/5 всей добычи хромитов капиталистических и развивающихся стран. Разработка месторождений ведётся в Трансваале, в округах Лейденбург и Стилпурт. Свыше 80% общего количества добытых хромитов экспортируется. Важное экспортное значение имеет производство ванадиевых и титановых концентратов на базе добываемых в Трансваале титаномагнетитовых и титановых руд. Из цветных металлов по добыче и экспорту выделяются медь (месторождения Пхалаборва и Мессина в Трансваале и Окип в Капской провинции) и сурьма (месторождение близ г. Лейдсдорпа на севере Трансвааля).
На долю ЮАР приходится свыше 70% всей добычи золота в капиталистическом мире. Его добыча ведётся с 1886 и на протяжении почти уже 100 лет является основной отраслью горнодобывающей промышленности, имеющей важное значение для всей экономики страны. На золотодобывающих рудниках работает свыше 60% общего числа рабочих, занятых в горнодобывающей промышленности. Рекордный за всю историю страны объём добычи золота был достигнут в 1970 (1 тыс. т), затем, вследствие заметного истощения запасов богатых руд, увеличения глубины разработок (до 3,5 км) и других факторов, добыча снизилась и в начале 80-х гг. колебалась от 650 до 680 т. Основной район золотодобычи — Витватерсранд, другие — Эвандер, Клерксдорп и север Оранжевой провинции. Попутно с золотом на большинстве рудников ведётся добыча урана (содержание окиси урана 0,02—0,03%). В конце 1980 добычу золота вели 43 крупных и 25 мелких рудников, входящих в систему 7 гигантских горнопромышленных концернов, монополизировавших горнодобывающую промышленность и глубоко внедрившихся в другие отрасли хозяйства ЮАР. На долю крупнейшего из них «Англо-Американ корпорейшен оф Саут Африка» приходится 1/2 добычи золота в стране.
ЮАР — главный поставщик на мировой капиталистический рынок платины и других металлов платиновой группы, их ежегодная добыча составляет 80—100 т (80% общего объёма платины, добываемой в капиталистическом мире). Добыча ведётся на месторождениях в центральной части Трансвааля, в округах Рюстенбург и Лейденбург, крупными компаниями «Рюстенбург платинум майнс» и «Импала платинум», в которых наряду с южноафриканским представлен иностранный, преимущественно английский, капитал. Вся продукция экспортируется.
Из неметаллических полезных ископаемых важную роль играют алмазы, которые стали добываться на территории современной ЮАР с 60-х гг. XIX в. Удельный вес камней ювелирного качества 40%. Извлечением алмазов заняты компании, находящиеся под полным контролем крупнейшей в капиталистическом мире алмазной монополии «Де Бирс». В ЮАР имеются все 3 известные разновидности асбеста, по добыче 2 из них (амозита и крокидолита) ЮАР принадлежит лидирующая роль. Основные разрабатываемые месторождения находятся на севере Капской провинции (в районе гг. Куруман и Постмасбург), а также на северо-востоке Трансвааля. Более 40% добываемого асбеста экспортируется. Важное экспортное значение имеет также добыча флюорита (широко применяется в чёрной металлургии, при выплавке алюминия и в химической промышленности), который экспортируется главным образом в страны Западной Европы и Японию. По производству уранового концентрата ЮАР занимает 3-е место в капиталистическом мире; концентрат экспортируется в США, страны Западной Европы и Японию.
Топливно-энергетической основой экономики служит каменный уголь. Около 3/5 общего объёма его добычи приходится на провинции Трансвааль (месторождения в районах Витбанк, Эрмело, Спрингс, Феринихинг и др.); в Натале (месторождения вблизи гг. Данди, Ньюкасл и Фрейхейд) ведётся разработка месторождений коксующихся углей и высокосортного антрацита. Основная часть добываемого угля используется внутри ЮАР (в том числе свыше 40% — на ТЭС), остальная — экспортируется, главным образом в Японию, ЮАР быстрыми темпами увеличивает экспорт угля, который вырос с 2,7 млн. т в 1975 до 27,5 млн. т в 1982. С начала 80-х гг. ЮАР превратилась в одного из ведущих его экспортёров в мире. Более 85% экспорта угля осуществляется через порт Ричардс-Бей. 90% всей электроэнергии производится на ТЭС, принадлежащих государственной корпорации ЭСКОМ. Суммарная установленная мощность электростанций в 1984 составляла свыше 20 тыс. МВт. Крупнейшие ТЭС Крил (мощность 3000 МВт) и Арнот (2100 МВт) сооружены вблизи угольных месторождений, на северо-востоке страны. В 1984 в стране было произведено 135 млрд. кВт∙ч электроэнергии. Имеется несколько ГЭС, однако их доля в энергобалансе незначительна. Большое внимание ЭСКОМ уделяет развитию атомной энергетики. Вблизи Кейптауна французской компанией «Фраматом» ведётся строительство первой в Африке АЭС, в 1984 введена 1-я очередь АЭС.
Обрабатывающая промышленность. При общих высоких темпах роста отрасли её развитие в значительной степени зависит от новейшей технологии, получаемой из более развитых стран Запада. Из общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности, в 1984 равнявшейся 68,3 млрд. рандов, доля продукции пищевкусовой промышленности составляла 20,6%, химической промышленности — 19%, машиностроения —18,4%, металлургии и металлообработки —16,9%, текстильной и швейной промышленности — 6,5%, бумажной и полиграфической промышленности — 6,0%, прочих отраслей — 12,6%. В 1984 общее число занятых в обрабатывающей промышленности — составило 1,4 млн. человек (из них белые — менее 21%). Характерна высокая степень территориальной концентрации обрабатывающей промышленности: на 3% территории ЮАР сосредоточено 73% предприятий и 76% занятых в отраслях, которые производят 79% общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности, в том числе в промышленном районе Претория — Витватерсранд — Феринихинг 50%, в Дурбане и примыкающих к нему гг. Лайнтаун и Инанда 14%, в Кейптауне и близлежащих гг. Беллвилл, Симонстад и Вейнберх 9%, в Порт-Элизабете с городом-спутником Эйтенхахе 6%.
Среди отраслей обрабатывающей промышленности важное место принадлежит чёрной металлургии. В 1981 выплавлено 7,3 млн. т чугуна, свыше 9 млн. т стали. Основная часть продукции (включая сортовую сталь, рельсы, стальной лист) производится на 3 крупных металлургических комбинатах, принадлежащих ИСКОР, в гг. Претория, Фандербейлпарк, Ньюкасл. На производстве ферросплавов и специальных сортов стали специализируются заводы, принадлежащие компаниям АМКО и ЮСКО, в гг. Феринихинг, Витбанк и др. Важное экспортное значение имеет производство феррохрома, важнейшим поставщиком которого на мировой рынок ЮАР стала в 80-е гг. По производству и экспорту ферромарганца и электролитического марганца ЮАР занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире.
Цветная металлургия представлена в основном рядом заводов по выплавке черновой и электролитической меди, расположенных в районах меднорудных месторождений, заводом по производству первичного алюминия в г. Ричардс-Бей (вступил в строй в начале 70-х гг.), заводом по выплавке цинка в г. Спрингс и самым крупным в капиталистическом мире предприятием по аффинажу золота в г. Джермистон.
Быстрыми темпами развивается металлообработка и машиностроение. Важнейшие центры металлообрабатывающей промышленности — гг. Феринихинг, Джермистон и Спрингс, расположенные вблизи металлургических комбинатов ИСКОР. Ведущую роль в тяжёлом машиностроении играет государственная компания ВЕКОР, на предприятиях которой в Фандербейл-парке и других городах производятся различные виды горнопромышленного оборудования, технологические установки для химических и нефтеперерабатывающих заводов, прокатные станы, оборудование для электростанций, специальный подвижной состав для железных дорог. Заметное развитие в ЮАР получило моторостроение и транспортное машиностроение. Производство локомотивов и вагонов размещается в Джермистоне и Бенони.
До конца 50-х гг. автомобильная промышленность была представлена лишь автосборкой, осуществляемой иностранными фирмами. Правительство ЮАР в 60—70-е гг. предприняло значительные усилия по развитию местного производства автомобильных деталей и узлов, в результате их доля в общей стоимости собираемых в стране автомобилей в 1980 достигла 87%. Действуют 15 автосборочных предприятий и свыше 200 предприятий по производству автоузлов и деталей. В 1981 произведено 324 тыс. легковых и 131 тыс. грузовых автомобилей. Крупнейшие заводы, принадлежащие филиалам американских монополий «Форд» и «Дженерал моторс», расположены в Порт-Элизабете. Центрами автомобильной промышленности являются также Кейптаун, Ист-Лондон и Дурбан. Судоремонт получил значительное развитие в Дурбане и Кейптауне. Быстро развиваются электротехническая радиоэлектронная отрасли промышленности. Они находятся преимущественно в руках иностранных ТНК, среди которых особенно выделяются «Сименс» (ФРГ), «Плесси» (Великобритания), «Филипс» (Нидерланды), «Стандард телефонс энд кейблс» (Великобритания).
В 60—70-х гг. с помощью империалистических монополий и производств ряда стран Запада в ЮАР была создана и значительно укрепилась военная промышленность, развитие которой направляется государственной Корпорацией по производству вооружений (АРМСКОР). По лицензиям, приобретённым у американских, французских, западногерманских, бельгийских, израильских и других фирм, в ЮАР налажено производство самолётов, ракет, бронеавтомобилей, танков, артиллерийских орудий и другого оружия и военного снаряжения. Ведутся работы по созданию собственного ядерного оружия. Страна занимает заметное место в капиталистическом мире по экспорту отдельных видов вооружений.
К числу наиболее развитых отраслей обрабатывающей промышленности относится химическая промышленность. Основной производитель химической продукции — компания «Африкен эксплозивс энд кемикл индастриз», в значительной степени контролируемая английским капиталом. Её заводы в Моддерфонтейне (в районе Йоханнесбурга), Соммерсет-Уэсте (в районе Кейптауна) и Умбогинтвини (в районе Дурбана) выпускают широкий круг продукции, потребляемой горнопромышленными предприятиями (взрывчатые вещества, различные реагенты и др.), минеральные удобрения, пластмассы и синтетические смолы, фармацевтические препараты и др. Крупные нефтеперерабатывающие предприятия, использующие импортную нефть и принадлежащие нефтяным гигантам «Шелл», «Бритиш петролеум», «Мобил» и «Калтекс», действуют в Дурбане и Кейптауне.
Значительных масштабов в ЮАР, лишённой освоенных нефтяных месторождений, достигло производство искусственного жидкого топлива из угля. Его осуществляет САСОЛ, построившая в 1950 свой первый завод в Сасолбурге на севере Оранжевой провинции. Ввиду угрозы применения к ЮАР нефтяного эмбарго в начале 80-х гг. В г. Секунда (на востоке Трансвааля) были введены в строй заводы САСОЛ-II и САСОЛ-III. В стадии реализации находится проект завода САСОЛ-IV, после завершения которого страна будет более чем на 50% обеспечивать свои потребности в горючем за счёт собственного производства. На предприятиях САСОЛ производятся бензин, смазочные масла, мазут, парафин, сернокислый аммоний, синтетические смолы и др.
Продукция многочисленных предприятий пищевкусовой и лёгкой промышленности находит сбыт главным образом на внутреннем рынке. Заметное экспортное значение имеет производство консервированных овощей и фруктов, варенья, джемов и вин, сосредоточенное на юго-западе и юго-востоке Капской провинции, а также в некоторых районах Трансвааля и Натала. Экспортируются также рыбные консервы. Важная статья экспорта — тростниковый сахар, по производству которого ЮАР занимает видное место в капиталистическом мире. Главные центры сахароварения размещаются в Натале.
Текстильная промышленность представлена производством хлопчатобумажных, шерстяных и синтетических тканей, одеял и трикотажа. ЮАР пока ещё не полностью обеспечивает свои потребности в текстиле и вынуждена его импортировать.
В значительных масштабах в стране осуществляется производство строительных материалов — цемента, кирпича, бетонных плит, панелей и пр.
Сельское хозяйство служит основным источником существования 2/3 коренного населения. Отрасль практически полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии и играет существенную роль в экспортной торговле ЮАР. Вывоз сельскохозяйственной продукции (включая прошедшую промышленную переработку) обеспечивает около 1/3 доходов ЮАР в иностранной валюте. Сельское хозяйство представлено 2 резко отличающимися друг от друга секторами — крупными высокотоварными фермами и плантациями, принадлежащими белым, и примитивными хозяйствами африканцев в бантустанах. Под европейскими фермами, число которых имеет тенденцию к сокращению и в 80-е гг. составляет 70 тыс., занято около 86 млн. га, средний размер фермы превышает 1 тыс. га. Фермы белых представляют собой высокомеханизированные хозяйства, в значительных масштабах применяющие сельскохозяйственную технику. На них широко используется труд рабочих-африканцев (1,4 млн. человек в 1983). Фермеры систематически получают субсидии и помощь от государства. В бантустанах размер земельного надела африканской семьи в среднем составляет менее 2 га. 2/3 жителей бантустанов вообще не имеют земли, а большинство остальных на крохотных клочках земли способны вести лишь потребительское хозяйство. Только 10% производимой в бантустанах продукции поступает на рынок.
Для сельскохозяйственных целей в 1981 использовалось около 80% всей территории страны — 98 млн. га (102 млн. га в 1975), из которых 80,3 млн. га (81,8) составляли естественные пастбища, 13,6 млн. га (14,5) посевные земли и 4,6 млн. га (4,6) леса. Площадь орошаемых земель около 1 млн. га. Имеющиеся оросительные системы используют воды рр. Вааль, Оранжевая, Улифантс, Крокодайл, Грейт-Фиш и др.
В 1982/83 было произведено сельскохозяйственной продукции общей стоимостью в 7,1 млрд. рандов.
Земледелие. В 1982/83 из общей стоимости сельскохозяйственной продукции на долю земледелия приходилось 67,1%, в том числе полеводства — 42,2%. Среди сельскохозяйственных культур наиболее пахотные площади заняты под зерновыми — кукурузой, пшеницей, овсом, сорго (см. таблицу 5).
Таблица 5. Площадь и сбор основных сельскохозяйственных культур, 1982
Площадь, тыс. га Сбор, тыс. т Кукуруза 6000 8320 Пшеница 1800 2300 Овёс 400 92 Сорго 350 286 Ячмень 80 110 Сахарный тростник 260 19800 Арахис 100 114 Табак 30 36 Животноводство — вторая важная отрасль сельского хозяйства ЮАР (42,9% из общей стоимости сельскохозяйственной продукции в 1982/83). В 1980 в хозяйствах белых фермеров имелось 8,5 млн. голов крупного рогатого скота, 31,3 млн. овец, 2,7 млн. коз, 0,9 млн. свиней. В структуре животноводства центральное место принадлежит экстенсивному пастбищному овцеводству шёрстного направления. Его масштабы обусловлены природными условиями страны, где пастбища в подавляющем большинстве в недостаточной степени обеспечены водой. По настригу овечьей шерсти (107,3 тыс. т немытой шерсти в 1983) страна стоит на 4-м месте в капиталистическом мире вслед за Австралией, Новой Зеландией и Аргентиной. Среди экспортируемой ЮАР продукции сельского хозяйства выручка от продажи шерсти уступает лишь суммам, получаемым за сахар и кукурузу. Экспортируется около 80% всей производимой шерсти. Основные районы разведения овец — плоскогорье Карру в Капской провинции, Оранжевая провинция и плоскогорья восточной части Трансвааля. 70% всех разводимых овец — тонкорунные мериносы. В засушливых районах северо-запада Капской провинции значительное развитие получило разведение каракулевых пород (2 млн. голов). Большое внимание уделяется также разведению коз. В связи с высокими ценами на мохер на мировом рынке местная порода коз постепенно вытесняется ангорской породой. В начале 80-х гг. удельный вес последней в общем поголовье коз достигал 60%, главным районом их разведения стал северо-запад Капской провинции. Крупный рогатый скот не играет существенной роли в экспортной торговле ЮАР и разводится преимущественно для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Преобладают местные породы. Значительное число ферм, специализирующихся на производстве молочных продуктов, размещается вблизи крупных городов Витватерсранда, в низменных районах Натала, на западе и востоке Капской провинции. Основные районы разведения скота мясного направления находятся на западе Трансвааля, на севере и востоке Капской провинции, а также в различных частях Натала и Оранжевой провинции. В хозяйствах африканцев имеется 4,5 млн. голов крупного рогатого скота, 2,7 млн. овец и 3,0 млн. коз. Свиноводство присуще главным образом африканским хозяйствам. Около 70% общего поголовья содержится в бантустанах или принадлежит африканским сельскохозяйственным рабочим. В стране широко практикуется разведение домашней птицы. На принадлежащих белым фермах в 1980 имелось 14,3 млн. кур-несушек. Значительное количество куриных яиц экспортируется.
Сельскохозяйственное производство в бантустанах испытывает трудности в связи с земельным голодом, эрозией почв, вынужденным отказом от применения машин и минеральных удобрений, примитивными методами возделывания земли. Мизерные размеры участков приводят к перегрузке и истощению пастбищ. Проблема скученности населения и нехватки земли приобретает особую остроту в результате проведения в жизнь политики апартхейда, в рамках которой в бантустаны насильственно переселяются огромные массы африканского населения, ранее проживавшего в районах, закреплённых за белыми. Бантустаны не в состоянии удовлетворить свои потребности в продовольствии собственными силами и вынуждены ежегодно ввозить из районов, закреплённых за белыми, сотни тысяч т кукурузы и других продуктов питания.
Лесное хозяйство. Естественные леса занимают лишь 0,14% всей территории страны. Площадь искусственных лесонасаждений в конце 70-х гг. составляла 1,1 млн. га. Наиболее крупные плантации сосны, эвкалипта и австралийской акации находятся на востоке и юго-востоке Трансвааля и в Натале. Заготовка древесины ежегодна составляет около 16 млн. м3, из них 9 млн. м3 — деловая.
Рыболовство получило значительное развитие за последние десятилетия. Оно ведётся особенно интенсивно вдоль западного побережья. Рыболовный флот насчитывает около 6,3 тыс. судов. В 1982 улов составил 624 тыс. т. Некоторая часть продукции лова экспортируется в консервированном или замороженном виде.
Транспорт.
В 70-е гг. автомобильный транспорт развивался особенно быстрыми темпами и с 1979 по объёму перевозок опережает все другие виды транспорта. Протяжённость автодорог 185,5 тыс. км, из которых с твёрдым покрытием 38,3 тыс. км (1982). В 1982 автомобильным транспортом перевезено 254,8 млн. т грузов (200,7 млн. т в 1980) и 1098 млн. пассажиров (956,5 млн. в 1980). В 1983 зарегистрировано 2,7 млн. легковых и 1,0 млн. грузовых автомобилей. Протяжённость железных дорог 23,7 тыс. км, из них электрифицировано 4,5 тыс. км (1983). Наибольшей густотой железных дорог отличается юг Трансвааля. Важнейшие магистрали связывают Витватерсранд с морскими портами. В 1984 железнодорожным транспортом перевезено 151,0 млн. т грузов (183,3 млн. т в 1980) и 710,2 млн. пассажиров (691,3 млн. В 1980). Трубопроводный транспорт обеспечивает доставку нефти и нефтепродуктов из портов в основные промышленные центры. Морской флот ЮАР имеет грузоподъёмность 510 тыс. бр.-рег. т и насчитывает 1096 судов (1981). Важнейшие порты — Дурбан, Кейптаун, Порт-Элизабет, Ист-Лондон. В 70-е гг. созданы специализированные порты для вывоза угля (Ричардс-Бей) и железной руды (Салданья), опередившие в начале 80-х гг. по грузообороту старые порты. Имеются 3 аэропорта международного значения: «Ян Смэтс» (к северо-востоку от Йоханнесбурга, у г. Кемптон-Парк), в Дурбане и Кейптауне. Государственные компании — железнодорожная САТС, судоходная САФМАРИН и авиационная САА — занимают монопольное положение в перевозках данными видами транспорта.Внешнеэкономические связи.
Послевоенное развитие экономики ЮАР характеризовалось некоторым уменьшением доли внешнеторгового оборота (включая золото) в ВВП — с 52% в 1947 до 46% в 1979, так как внутренний рынок рос более быстрыми темпами, чем внешнеэкономические связи. Одновременно происходило значительное увеличение стоимости внешнеторгового оборота, и с конца 70-х гг. ЮАР по этому показателю входит в число 15 ведущих капиталистических государств. Экспорт (включая золото) вырос с 1,4 млрд. рандов в 1960 до 20,6 млрд. рандов в 1982, импорт — с 1,1 млрд. до 16,2 млрд. Главные статьи экспорта (1983, % к стоимости): золото (49,1), Металлы и металлоизделия (8,7), продовольственные товары (5,8), металлические руды и концентраты (2,4). Основное место в импорте (1983, % к стоимости) занимают машины, оборудование и транспортные средства (40,7), нефть и нефтепродукты (29,6), разные готовые изделия (14,6), химические товары (9,2), продовольственные товары (4,3). Важнейшие торговые партнёры (1982, % к стоимости): по экспортным операциям — Япония (8,7), Великобритания (7,4), США (6,9), Швейцария (6,0), ФРГ (4,4), Франция (2,4); по импортным операциям — ФРГ (14,8), США (14,6), Великобритания (12,0), Япония (10,1), Франция (4,6), Италия (3,4), Швейцария (1,8). США вывозят из ЮАР 100% потребляемого ими корунда, 99% марганца, 98% кобальта, 48% металлов платиновой группы, 36% ванадия, 35% феррохрома, 30% хрома; Великобритания — 51% ванадия, 46% хрома, 35% марганца.В 1981 ЮАР посетили 709 тыс. иностранных туристов, в том числе 267 тыс. из других стран Африки (около 50% из Зимбабве), 309 тыс. из Западной Европы (около 50% из Великобритании) и 81 тыс. человек из США и Канады. Доходы от иностранного туризма в 1983 составили 678 млн. рандов.
Денежная единица — южноафриканский ранд.
А. Я. Артюхин, А. С. Покровский.
Аэропорт имени Яна Смэтса в Йоханнесбурге.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.