африканистика

африканистика

африкани́стика, комплекс дисциплин, изучающих экономику, социальные и политические проблемы, экономическую географию, историю, право, этнографию, языки, литературу, искусство народов Африки. Термин «А.» употребляется в русских и немецких языках; во французском языке — «африканские исследования» (études africaines), в английском — как «африканские» (african), так и «африканистские исследования» (africanist studies). Слово «африканист» (africanist) применительно к исследователю африканских проблем впервые зафиксировано в 1895. Как особая совокупность дисциплин А. впервые была представлена в одной из секций 20-го международного конгресса востоковедов (Брюссель, 1938). На 25-м международном конгрессе востоковедов (Москва, 1960) было принято решение о проведении международных конгрессов африканистов (смМеждународный конгресс африканских исследований).

Предметом А. в начале XX в. считались языки и культура в странах Африки к югу от Сахары; языками и культурой Северной Африки занимались арабистика, египтология и другие комплексные дисциплины. После 2-й мировой войны предмет А. расширился за счёт включения в него экономических, социально-политических, исторических и других проблем.

Изучением Африки в древности занимались греки и римляне (в том числе Геродот, Плиний Старший, Страбон). В их трудах особое внимание уделялось странам современного Магриба и Египту, но уже с V в. до нэ. вся Африка рассматривалась как особый континент с различными культурно-географическими зонами. В средние века важную роль в изучении Африки сыграли труды арабских учёных, таких, как Масуди, Идриси, Ибн Хальдун, Макризи, Лев Африканский. Сведения, собранные арабами, широко использовались европейцами в ходе Великих географических открытий. В дальнейшем существенную роль в изучении Африки сыграли суданские, эфиопские и суахилийские хроники. В Западной Европе в XVXVI вв. знания о Тропической Африке расширились в результате путешествий европейцев (АКадамосто и др.). СмОбщий обзор. История географических открытий и исследований.

В новое время изучение Африки шло одновременно с колониальной экспансией европейских держав, способствуя, с одной стороны, расширению научных знаний, с другой — решению политических и иных задач, которые ставила колонизация. Наметились различные направления исследований. Официальное (колониалистское) направление оправдывало колониальные захваты, как выгодные для капиталистической экономики, пропагандировало расистские взгляды, прикрывало их ссылками на «цивилизаторскую миссию» развитых стран в отсталых районах мира. Складывавшееся либеральное направление также оправдывало колониальную экспансию, но осуждало рабство в колониях. Во Франции за освобождение рабов выступали энциклопедисты (в том числе Вольтер) и член Конвента аббат АГрегуар, в США — аболиционисты во главе с БФранклином, в Великобритании — члены антирабовладельческого общества.

В конце XVIII — середине XIX вв. знания об Африке быстро расширялись и углублялись в результате подготовки и осуществления территориального раздела континента европейскими державами. Возник ряд географических и миссионерских обществ (в 1821 — Парижское географическое общество, в 1795 — Лондонское миссионерское общество и др.), систематически публиковавших в своих периодических изданиях сведения об Африке. Они поступали также от офицеров армии и флота (чаще других совершавших продолжительные путешествия), а также представителей частных предприятий, научных учреждений, прессы. Важным источником информации послужили сведения, полученные в XVIIIXIX вв. в ходе путешествий: шотландца МПарка (в бассейне Нигера), англичанина ДЛивингстона (в Южной и Центральной Африке) и англичанина ГСтэнли, принявшего гражданство США (в бассейне Конго); немцев ГБарта (в Центральном и Западном Судане) и ГШвейнфурта (на Верхнем Ниле и Уэле), французов РКайе и АЭМажа (в бассейне Нигера). Большое значение имели труды русских путешественников ВВЮнкера (Восточная Африка), АКБулатовича (Эфиопия) и др. Описания путешествий содержали прежде всего материалы географического и этнографического характера, меньше — исторического и социально-экономического.

В Европе, в том числе в России, со времён ЖФШампольона значительных успехов добились египтологи, а также арабисты. Исследования по Тропической Африке носили преимущественно страноведческий характер с комментариями в духе колониалистских доктрин (работы ЧПЛукаса в Англии, ПЛеруа-Больё во Франции, АЦиммермана в Германии и др.). С деятельностью миссионеров были связаны многие публикации по африканским религиям, языкам, этнографии и общественно-политическим проблемам. Некоторые из публикаций, принадлежавших африканцам (СКраутеру, ДжХортону, ЭУБлайдену в английской Западной Африке, аббату Буала в Сенегале), свидетельствовали о попытках их авторов призвать колониальные власти к распространению просвещения, европейского законодательства и так далее.

В конце XIX — начале XX вв. завершение территориального раздела Африки и включение её в состав колониальных империй европейских держав дало толчок к дальнейшему расширению литературы официального (колониалистского) направления. Был издан ряд работ экономического содержания. Приобрели систематический характер статистические обзоры французских, бельгийских, английских владений. В Европе экономическаятематика появилась на страницах первых периодических изданий, посвящённых Африке, таких, как «Bulletin du Comité de lAfrique française» (P., в 18911908; с 1909 называется «Afrique français…») и его приложения «Renseignements coloniaux» (с 1895), «Journal of the Royal African Society» (L., с 1901; с 1944 называется «African Affairs»). Началось преподавание африканских языков в европейских вузах (с 1887 в Берлинском университете), в специализированных школах, готовивших кадры для колониальной администрации. В университетских курсах заметное место заняла египтология, в меньшей мере — эфиопистика. В России эти дисциплины были представлены трудами таких учёных, как ВСГоленищев, БАТураев, ВВБолотов. В Африке с возникновением сети учебных заведений европейского типа стали формироваться научные учреждения. В 1873 открылся университет Южной Африки в Претории. В 1902 на Мадагаскаре была создана Малагасийская академия. В Египте (где научные учреждения европейского типа появились ещё в конце XVIII в.) в 1908 был открыт Каирский университет.

В новейшее время росла дифференцированность А. на основе всё более значительного накопления эмпирических данных. В связи с дальнейшим экономическим «освоением» колоний усиливался прикладной характер исследований. Появился ряд так называемых проектов развития (в 1922 — план АСарро для французских колоний и проекты железнодорожного строительства в Бельгийском Конго, в 1929 — английский «Колониал дивелопмент акт»). Усилилось также значение экономической информации в периодике (английский журнал «West Africa», с 1917). В экономических исследованиях большое место отводилось проблемам использования трудовых ресурсов и экспорта капитала (англичане ИШапера, ОРичардс, СХФренкел). Правительства метрополий, колониальная администрация и частные фонды (в том числе американские) субсидировали социологические и антропологические исследования с целью создания наилучших условий для функционирования колониального государственного аппарата. Английские школы биокультурного функционализма БМалиновского и структурного функционализма АРРадклифф-Брауна поставили своей целью комплексное изучение различных народов в духе позитивистских концепций ГСпенсера, ЭДюркгейма и американских антропологов. В Великобритании к этим школам принадлежали исследователи, связанные с Лондонским университетом (ЭЭванс-Причард, ЗНадель, МГлукман, МФортес), в США — с Северо-Западным университетом (МХерсковиц). Во французских колониях работами такого же направления занимались главным образом колониальные администраторы, опиравшиеся на полевые исследования и архивные материалы. Среди этих работ выделялись труды МДелафоса, ЛТоксье, ПМарти, АЛабуре, МГриоля. В Германии был издан ряд крупных трудов по истории, культуре и языкам Африки (ЛФробениус, ДВестерман).

Постепенно увеличивалось число африканских авторов — исследователей Африки. Часть из них окончила миссионерские школы (буркиниец АДим Делобсом и др.), некоторые получили образование в Европе или Америке (ДжКДанква из Золотого Берега, нигериец НАзикиве, кениец ДжКениата). Африканские исследователи сотрудничали в научных центрах, появившихся в колониях, например во Французском институте Чёрной Африки (Дакар, 1938). Большинство исследований было посвящено этнографии и истории отдельных народов. Вопросам более широкого характера, в частности месту Африки в мировой истории, заметное внимание уделили афро-американские авторы антиколониалистского направления (КВудсон, УДюбуа и др.), выступившие пионерами в ряде проблем А.

После Великой Октябрьской социалистической революции ускоренными темпами начинает развиваться А. в СССР. Унаследовав лучшие традиции дореволюционной русской А., советские специалисты поставили своей целью изучение с марксистских позиций истории Африки как части всемирно-исторического процесса, исследование закономерностей экономической и политической жизни африканских колоний. Как и до 1917, большое внимание уделялось египтологии (ВВСтруве и др.). Кроме того, в работах советских авторов исследовались языки, культура, история Тропической Африки. Исключительно важным вкладом в А. стали труды академика НИВавилова (опубликованные в 30-е гг., после его поездки в Эфиопию), доказавшие, что Африка является древнейшим очагом ряда культурных растений. Советские авторы обратили особое внимание на проблемы колониальной политики (МППавлович), национально-освободительного (МВФрунзе, ФАРотштейн) и рабочего (АЗЗусманович, ИИПотехин) движения.

После 2-й мировой войны мощный подъём национально-освободительной борьбы, развернувшейся на континенте, а также превращение Африки в один из последних «тылов» империализма привели к дальнейшему развитию А. Удержание Африки в подчинении и её дальнейшее «освоение» монополистическим капиталом требовали дополнительных социальных и экономических исследований. В зарубежной официальной науке разрабатывались проблемы традиционного хозяйства и способов его вовлечения в товарно-денежные отношения, проблемы обеспечения колоний инфраструктурой (в частности, военно-стратегического назначения), создания резервов квалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы. По рекомендации Африканской региональной научной конференции (Йоханнесбург, 1949) в 1950 правительствами метрополий была создана Комиссия по технической кооперации в Африке южнее Сахары, которой подчинялось Международное бюро почв и аграрной экономики в Париже. Ряд локальных исследований в колониях был проведён на средства фондов Рокфеллера и Форда, колониальной администрации, университетов Европы (в частности, в Нигерии сельское хозяйство изучали РГаллетти, КДСБолдуин и ИОДина). В Африке окрепли научно-исследовательские центры университетов, где среди преподавателей имелись африканцы (историк КОДике в Нигерии, экономист ДжКде Графт-Джонсон в Золотом Береге и др.). Французский институт Чёрной Африки создал в ряде колоний филиалы. Учёные Европы и США добились серьёзных успехов в археологии и антропологии (англичанин ЛЛики, французы АЛот и РМони), в лингвистике (американец ДжГринберг). Ряд важных работ по географии, экономике и истории Африки в целом и отдельных регионов подготовили марксистские исследователи во Франции (ЖСюре-Каналь, ПБуато), в Великобритании (ДжУоддис), в США (УДюбуа). В Париже вокруг журнала «Présence Africaine» (с 1947) объединилась группа африканских интеллигентов, опубликовавших ряд работ по истории, социологии, искусству (ШАДиоп и др.).

Заметным событием в развитии А. в СССР было создание кафедры африканских языков в ЛГУ(в 1945), сектора Африки в Институте этнографии АН СССР (в 1946) и Института Африки АН СССР (в 1959). По-прежнему углублённо исследовались проблемы эфиопистики, арабистики (в том числе историография арабистики ИЮКрачковским), египтологии (труды по искусству Древнего Египта МЭМатье и др.). Работы советских авторов охватывали географические аспекты районирования (ЮДДмитревский, МСРозин), региональной и общеафриканской экономики (РМАваков, ВАМартынов, ГЕСкоров, АЮШпирт), истории и этнографии Тропической Африки (АБДэвидсон, ДАОльдерогге, ИИПотехин, СРСмирнов). Характерной чертой работ, посвящённых современности, являлся марксистский анализ актуальных проблем антиколониальной и антиимпериалистической борьбы.

Начиная с 1960-х гг., когда большая часть стран Африки добилась освобождения от колониальной зависимости, в А. наступил новый этап, характеризующийся огромным притоком в общественные науки африканских исследователей. В большинстве своём они — приверженцы националистических или революционно-демократических идеологий, имеющих зачастую антиимпериалистическую направленность. В Африке растёт влияние учёных, видящих будущее своих стран в социалистической ориентации, обращающихся к марксистской методологии. За пределами Африки разграничение между прогрессивными исследователями и их противниками проявляется прежде всего в отношении к проблемам империализма и колониализма (в старых и новых формах). Марксистские, в том числе советские, исследователи ведут непримиримую борьбу с концепциями, которые явно или в завуалированном виде отражают неоколониалистские притязания бывших метрополий и их союзников.

Проблемы А. исследуются научными центрами, созданными с помощью или при содействии специализированных международных учреждений. Сотрудниками, экспертами или консультантами в международных центрах являются по преимуществу специалисты из западных стран: американцы ЭКамарк, ДжУайлд, англичане ДСире, ПСтритен и другие, — что сказывается на направленности исследований в этих центрах. ЭКА (создана в 1958) имеет ряд подразделений, в которых свыше 200 экспертов заняты вопросами экономики, науки, социального развития. Результаты исследований публикуются, в частности, в обзорахSurvey of economic and social conditions in Africa») и других специальных изданиях, в 14 периодических изданиях. Изыскания по социально-экономическим проблемам Африки ведут также эксперты ОАО, ЮНИДО, Института подготовки кадров и исследований при ООН, МБРР. Различного рода помощь в изучении Африки оказывают ЮНЕСКО, МОТ и другие международные организации. По инициативе африканских учёных с 1962 раз в пять лет проводятся сессии Международного конгресса африканских исследований.

В Африке возник ряд новых университетов и других научных центров, изучающих проблемы прошлого и настоящего молодых государств. Этому способствует рост системы просвещения, установление многочисленных контактов с международными организациями, с научными учреждениями различных стран, в том числе социалистических. Учитывая, что в колониальный период в вузах отдавалось предпочтение изучению гуманитарных наук, правительства африканских стран принимают меры к тому, чтобы обеспечить особо быстрые темпы развития технических наук в наиболее перспективных направлениях.

Почти во всех африканских университетах созданы кафедры экономики, а в некоторых университетах (в Марокко, Ливии, Сомали, БСК, Заире) и экономические факультеты, разрабатывающие экономические и социально-политические темы. Кроме того, в Африке насчитываются десятки институтов и центров, изучающих экономические и социально-политические проблемы. Важнейшая из них — преодоление отсталости континента — вызывает широкие дискуссии. Нигерийцы ОАбояде, ЭОквуоса, ЕИкоку, отвергая капиталистические и социалистические пути развития, предлагают некие «средние» модели, то есть «дуалистическую» экономику, либо фактически отказываются от генерализации и высказываются за конкретизацию исследований на локальных или отраслевых уровнях. По мере того как рушатся надежды на широкую экономическую помощь развитых капиталистических государств, растёт число исследователей, выступающих за использование собственных ресурсов, за улучшение государственного планирования и управления. Среди них — нигериец ААдедеджи, египтянин САмин. Кенийский экономист АСБужра, работающий в Сенегале, выступает за радикализацию научных исследований, против специалистов консервативного направления в африканских университетах.

Позиции экономистов, придерживающихся ориентации развития с опорой на собственные силы, в известной мере соответствуют взгляды специалистов по африканской истории, социологии. Разрыв с колониалистской идеологией нередко толкает их на националистические позиции. Но национализм ряда авторов носит антиимпериалистический и антиколониальный характер. Изучая прошлое, эти авторы ищут аргументы, утверждающие право своих народов на самостоятельность. Нигерийцы СОБиобаку, ДжФАде Аджайи, ЭААянделе видят «африканский подход» к истории в том, чтобы раскрыть роль «местной элиты» в развитии Нигерии; буркиниец ЖКи-Зербо подчёркивает значение устной традиции, сенегалец ШАДиоп — археологических источников для «реабилитации» истории Африки. В Танзании в соответствии с идеологической концепцией уджамаа историки уделяют особое внимание общинным традициям. Историки Уганды (МСКиванука), Кении (БОгот), Мадагаскара (ЭРалаймихуатра), Эфиопии (Таддэсэ Тамрат), изучая прошлое восточно-африканских народов, показывают автохтонное происхождение ряда местных социально-экономических институтов, ранее приписывавшееся влиянию извне.

Историей занимаются многие научные центры при университетах, такие, как Фундаментальный институт Чёрной Африки в Дакаре, Институт африканских исследований в Ибадане, Институт социальных исследований Макерере в Кампале, Институт африканских и азиатских исследований в Хартуме. Прогрессу А. способствовало создание в 70-е гг. ряда межафриканских организаций: Ассоциации африканских историков, Африканской ассоциации политических наук, Ассоциации арабских институтов и центров социально-экономических исследований. Кроме того, существуют такие специализированные межафриканские организации, как Совет по развитию экономических и социальных исследований в Африке, Восточно-африканское Общество экономики сельского хозяйства. В Африке публикуются многочисленные периодические издания по гуманитарным дисциплинам: «African Review» (с 1971), «Afrika Zamani» (с 1973), «Bulletin de lIFAN» (с 1939) и др.

В ЮАР, как и в ряде капиталистических стран Европы и Америки, исследования по А. финансируются государственным и частным капиталом. Расистская политика правительства, его агрессивный внешнеполитический курс привели к тому, что научные центры в значительной мере работают по закрытым программам. Это, в частности, относится к Африканскому институту Южной Африки в Претории, изучающему социально-экономические и политические проблемы, и к Южноафриканскому институту международных отношений в Йоханнесбурге, специализирующемуся на политических вопросах. Концепции специалистов ЮАР, стоящих на официальных позициях, характеризуются субъективизмом, расистскими оценками прошлого и настоящего Южной Африки (историки СФНГи, ГДШолтц и др.). В ЮАР существуют Экономическое общество Южной Африки, Южноафриканское археологическое общество и др. Среди периодических изданий по африканской тематике журналы «Africa News letter» (с 1949), «Africa Institute Bulletin» (с 1961). Авторы ряда исследований, написанных с антирасистских позиций, оказались в тюрьмах, были вынуждены эмигрировать или уйти с работы (например, профессор ЛТомпсон). За пределами ЮАР был издан ряд трудов южноафриканских авторов (ЭРу, ДжСлово, ГМбеки, РФёрст, ХДжСаймонс и РЭСаймонс). В их работах раскрыты социальные и политические условия, в которых сложился режим апартхейда в ЮАР (ГМбеки), история колониальной оккупации Намибии (РФёрст) и другие проблемы.

В Великобритании изучением Африки, особенно её историей, социальной антропологией и языками, обычно занимаются университеты или научно-исследовательские институты при университетах. Многие английские африканисты, стоящие на позициях официальной науки, придерживаются умеренно либеральных взглядов. Согласно им, колониальные державы, исключая Португалию и Бельгию, добровольно отказались от своих владений в Африке, выполнив там «цивилизаторскую миссию». По мнению английских историков и экономистов консервативного направления, освобождённые страны должны были бы подражать западным моделям капиталистического развития. Поскольку большинство стран Африки не приняло подобных рекомендаций, в официальной историографии стали распространяться идеи о возможности ориентации на несколько изменённые западные модели, в частности в духе социал-реформистских взглядов. Экономические исследования нередко ведутся в центрах, которые финансируются государством и частным капиталом. Крупный центр в области экономических проблем — Институт исследования развития при Сассекском университете, известен трудами ГЗингера, ДСирса и др. По этой же проблематике ряд работ проведён в Оксфорде в Институте исследований Содружества и Доме королевы Елизаветы, а также в ведомственных исследовательских центрах, обслуживающих правительство, в Лондоне в Институте заморского развития (ТКиллик), в Глазго в Ливингстонском институте исследований заморского развития. Экономика, история, политика и языки Африки изучаются Школой восточных и африканских исследований (основана в 1916). Другие известные центры А. — в университетах Эдинбурга, Бирмингема, Йорка. Университет Йорка специализируется на Южной Африке, что отражает повышенный интерес к последним колониальным владениям к югу от Сахары. Выходит ряд специализированных журналов, в том числе «African Studies» (орган Центра африканских исследований при Кембриджском университете) и «Journal of African History» (орган Школы восточных и африканских исследований, возглавлявшийся в 60-х — начале 70-х гг. историками РОливером и ДжФейджем). Около 500 африканистов объединено в Ассоциации африканских исследований Соединённого королевства (основано в 1963).

В США центры А. функционируют в основном в университетах. Несмотря на известную децентрализацию системы высшего образования, свойственную США, приняты меры по приведению направлений исследований в соответствие со стратегией афро-американских отношений. Управление международного развития США выбирает объекты сотрудничества со странами Африки, координирует работу университетов. С 1960 существует специальный фонд стипендий, охватывающий 215 университетов и колледжей, где готовятся кадры для работы в Африке. Ряд специалистов много лет работал в африканских университетах (например, экономисты ЧГарви, РГрин, АЗейдман, СШац). Заметное влияние на профиль исследований оказывают субсидии частных фондов — Рокфеллера, Форда и др. Официальная наука стремится сочетать концепции «модернизации» Африки и её зависимого развития в рамках мирового капиталистического хозяйства.

Среди университетов, занятых преимущественно социально-экономической и политической проблематикой, выделяются: Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и Беркли (социологи МЛофчи, РЛСклар, политологи ДжСКолмен, КГРозберг), Северо-Западный (в нём ряд лет работал этнограф, социолог и политолог МХерсковиц), Колумбийский (географ УАХанс), Бостонский (экономист ДжХаррис, историк НБеннет), Мичиганский (экономисты ЭБерг, ВСтолпер), Гарвардский (РЭмерсон, ГСекстой). Ряд крупных исследований в области истории и политологии провели Станфордский (ПДагнен) и Висконсинский в Мэдисоне (ФКёртин, КЯнг) университеты и др. С 1957 африканисты США объединены в Ассоциацию африканских исследований (ААЙ), насчитывающую свыше 1 тыс. индивидуальных и нескольких сотен коллективных членов. С 1965 ААИ за лучшие работы в области А. присуждает премии имени МХерсковица. В 1969 ряд негритянских учёных покинул ААИ, мотивируя свой уход дискриминацией при найме на работу, а также связью ААИ с правительственными учреждениями, в том числе с ЦРУ. Покинувшие ААИ специалисты создали Ассоциацию исследований африканского наследства. С 60-х гг. в США широко практикуется переиздание источников прежних лет, особенно XIX в. Выходит ряд специализированных журналов, в том числе «Africa Today» (с 1954), «Rural Africana» (с 1967), «Africa Report» (с 1956).

Во Франции значительные кадры африканистов сосредоточены в университетах и связанных с ними научных центрах — Музее человека (Париж), Центре исследования Чёрной Африки (Бордо) и др. Кроме того, проблемы Африки изучают Национальный центр научных исследований, Управление научных и технических исследований в заморских странах, Школа высших исследований в социальных науках, Практическая школа высших исследований. Гуманитарные исследования финансируются государством. Ряд специалистов работает за пределами Франции — в международных учреждениях и африканских университетах. Большинство французских исследователей придерживается умеренно-либеральных взглядов. Экономисты и социологи этого направления считают, что независимая Африка способна с помощью стран Запада решить свои социальные проблемы (ИГуссо. РБадуэн, ГГосселен). РДюмон, стоящий на леворадикальных позициях, выступает за первоочередное развитие сельского хозяйства Африки на основе крупного производства, использующего традиции коллективизма. Ряд африканистских центров Франции не ограничивается специализацией на какой-либо одной дисциплине. В Школе высших исследований в социальных науках, возглавляемой заирцем ЭМбоколо, изучаются проблемы социологии (ПАлександр, КМейасу), истории (АБрюнсвиг) и географии (ЖСоттер). Сотрудники лаборатории актуальных проблем развивающихся стран при Парижском VII университете (ЖСюре-Каналь и ККокри-Видрович) изучают историю и экономику Чёрной Африки. В этом же университете работает известный географ ЖДреш. Историей и географией стран Северной и Северо-Восточной Африки занят Институт средиземноморских изысканий (город Эксан-Прованс). Во Франции издаются 12 общественно-политических и научных журналов по Африке, в том числе «Cahiers dÉtudes Africaines» (с 1960), «Marchés tropicaux et méditerranéens» (с 1945). Ряд африканистов входит в Академию заморских наук (основана в 1922), Французское общество истории заморских стран (с 1912), Общество африканистов (с 1931).

В ФРГ африканская тематика разрабатывается несколькими десятками научно-исследовательских учреждений. Обычно при университетах или научно-исследовательских институтах организуются небольшие рабочие группы, финансируемые из государственных или частных источников. Они выполняют как работы прикладного экономического характера, так и исследования по общим проблемам экономики или по проблемам истории, социологии, политологии. Головным институтом Объединения немецких центров африканских исследований и документации является Институт африканских исследований (Гамбург), связанный соглашением о сотрудничестве с организацией гамбургских предпринимателей. Этот институт занят вопросами политики, экономического развития, ассоциации африканских стран с ЕЭС. Много внимания уделяет институт анализу африканских планов развития (работы ПКлюмпера). Институтом экономических исследований (Мюнхен) проводились различные исследования стратегии промышленного развития, изучалось влияние промышленности и планирования на социальные структуры в Тропической Африке. Среди трудов инситута — работы ХБлюма и ХРутенберга по африканскому сельскому хозяйству, в которых подчёркивалась роль частного сектора. Институт Фробениуса при университете города Франкфурт (эфиопист ЭХаберланд) и Институт этнологии и африканских исследований при университете города Майнц изучают проблемы истории и этнографии. В социологической и исторической литературе ФРГ до сих пор распространены проколониалистские оценки африканского прошлого, воспевание цивилизаторской миссии европейцев (АЕИоганн, ПБерто и др.). Заметную роль играют историки социал-реформистского направления (ФАншпренгер и др.), пытающиеся найти «альтернативу» революционным преобразованиям в Африке. В трудах некоторых историков ФРГ (ИГайсс, КХаузен и др.) заметно влияние марксизма. В ФРГ выходит ряд периодических и продолжающихся изданий по Африке, например «Internationales Afrikaforum» (с 1965), «Afrika-Spectrum» (с 1966), «Afrika-Studien Institute für Wirtschaftsforschung» (с 1964).

Африканисты социалистических стран Европы работают в университетах и научно-исследовательских институтах. А. широко представлена в Германской АН в Берлине, в университетах Берлина, Лейпцига. Среди африканистов ГДР — экономисты и политологи (ГКрамер. ХМёрдель, ХШиллинг), социологи (КБютнер, ХШтёбер, КЭрнст), филолог (ЗБраунер), историки (АСАрнольд, АБабинг, ТБютнер, ЮГерцог, ГГрапов, ГЛот, ФХинце, ХШтеккер). В ПНР насчитывается около 20 центров, включающих в свои исследования африканскую тематику, в том числе Институт географии развивающихся стран Варшавского университета, Институт экономики развивающихся стран при Главной школе планирования и статистики. Ряд монографий по Африке опубликовал Институт востоковедения Чехословацкой АН, Институт международных отношений МИД ЧССР. Среди африканистов социалистических стран известны историки и специалисты в области международных отношений — ЕГКаменев, ЕММалхасян (НРБ), АДобрович, ЛКакоши, ЛКрижан, ЭШик (ВНР), ТАнджеевский, КМихаловский (ПНР), ЗЖаба, ФЛекса, ИХрбек, ЯЦезар (ЧССР), экономисты — ДФилипов (НРБ), ИБогнар (ВНР), социолог ЮХаласиньский (ПНР), философ ИМортон (ВНР). Первое совещание африканистов социалистических стран (Москва, 1966) способствовало укреплению их сотрудничества. АН социалистических стран были созданы рабочие группы, исследующие внешнюю политику, историю, национально-освободительные движения и идеологические вопросы в Африке, а также экономические отношения стран СЭВ и Африки. По этой тематике совместно издаются сборники и монографии, проводятся научные конференции.

В СССР с 60-х гг. развитие А. характеризуется значительным увеличением исследований, прежде всего по актуальным вопросам упрочения политической самостоятельности молодых африканских государств и борьбы за экономическую независимость Африки, а также проблемам советско-африканских отношений. Укрепление советско-африканских связей дало возможность советским специалистам работать в Африке, что помогло углубить и конкретизировать их исследования, более тесно увязать с практикой такие темы, как пути достижения экономической независимости, закономерности перехода на путь социалистической ориентации, советско-африканское сотрудничество, политика и идеология неоколониализма, государственное строительство в странах Африки.

Советские африканисты ведут многочисленные исследования в различных областях экономики (НСБабинцева, САБессонов, НИГаврилов, ММГоланский, ЛВГончаров, ЮМИванов, МСОчков, ИАСванидзе, ГВСмирнов, ВГСолодовников, ВЛШейнис) и социологии (МИБрагинский, БСЕрасов, ВБИорданский, НДКосухин, СИКузнецова, ЛДЯблочков).

Существенное место занимают работы, освещающие как локальные проблемы, так и глобальные темы исторического процесса в странах к югу от Сахары (БВАндрианов, РНИсмагилова, ЛЕКуббель, АБЛетнев, ПИМанчха, ИАНикитина, ВАСубботин, ВАТрофимов, РАУльяновский, МЮФренкель, АМХазанов, БИШаревская, ПМШаститко, ВСЯгья) и в Северной Африке (ВИАвдиев, ИПБеляев, ВГБорухович, ГГДилигенский, ККЗельин, НАИванов, ИСКацнельсон, РГЛанда, ГАНерсесов, ЕМПримаков, ЛАСемёнова, ИАСтучевский, ИФФихман, ЮПФранцов, ЛАФридман, ЕВЧерезов, ИШШифман). В ряде трудов освещены проблемы современных международных отношений и развития революционного процесса стран Африки (ВВБогословский, АнАГромыко, ЛГГукасян-Гондзакеци, ЕАТарабрин, ГВФокеев), правовые проблемы (ННВознесенская, ВНДенисов, ОВМартышин, НСМерзляков, НКМихайловский, ГБСтарушенко, РАТузмухаммедов, ВЕЧиркин, ЛМЭнтин, ЯЯЭтингер, ЮАЮдин), проблемы языка, литературы, искусства (ААДолинина, ЕЛГальперина, АИЕланская, ЮНЗавадовский, ТПКаптерева-Шамбинаго, МАКоростовцев, ВБМириманов, ИДНикифорова, НСПетровский, ГИПотехина).

А. представлена во многих научн


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "африканистика" в других словарях:

  • АФРИКАНИСТИКА — комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, социально политические проблемы, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки, литературу и искусство народов Африки …   Большой Энциклопедический словарь

  • АФРИКАНИСТИКА — АФРИКАНИСТИКА, и, жен. Совокупность наук, изучающих историю, языки, литературу и культуру народов Африки. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • африканистика — сущ., кол во синонимов: 3 • лингвистика (73) • филология (59) • этнология (9) …   Словарь синонимов

  • Африканистика — Портал «Африка» …   Википедия

  • африканистика — и; ж. Совокупность наук, изучающих историю, языки, культуру и быт народов Африки. * * * африканистика комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, социально политические проблемы, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки …   Энциклопедический словарь

  • африканистика — АФРИКАНИСТИКА, и, ж Совокупность наук, изучающих экономику, историю, этнографию, языки, литературу, культуру народов Африки. Европейская африканистика зародилась в недрах классического востоковедения …   Толковый словарь русских существительных

  • Африканистика — Африканистика  комплекс гуманитарных дисциплин, связанных с изучением истории и культуры народов Африки, в т. ч. фольклора, литературы, языков и т. д. Выделилась из востоковедения как отдельная дисциплина в 1960, когда на 25‑м Международном… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Африканистика —         комплекс наук, изучающих экономику, социально политические проблемы, историю, право, развитие общественной мысли, этнографию, языки, литературу, искусство народов Африки. В узком смысле под А. иногда понимают лишь африканскую историю и… …   Большая советская энциклопедия

  • АФРИКАНИСТИКА — совокупность науч. дисциплин, изучающих совр. проблемы Африки, историю, этнографию и языки населяющих ее народов. Большинство афр. народов не успело в доколониальный период создать свою письменность; исключение составляют лишь египтяне, эфиопы,… …   Советская историческая энциклопедия

  • Африканистика — ж. Комплексная научная дисциплина, изучающая историю, литературу, языки, культуру и быт народов Африки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • африканистика — африканистика, африканистики, африканистики, африканистик, африканистике, африканистикам, африканистику, африканистики, африканистикой, африканистикою, африканистиками, африканистике, африканистиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… …   Формы слов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://africa.academic.ru/349/%D0%B0%D1%84%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»