- «Чёрного самосознания движение»
«Чёрного самосозна́ния движе́ние» (Black Conscioussness Movement), идейно-политическое течение в Южной Африке. Возникло на рубеже 6070-х гг. в условиях, когда была запрещена деятельность Африканского национального конгресса (АНК) и других прогрессивных организаций расистскими властями ЮАР. «Ч. с. д.» выражало протест угнетённых расовых групп, их стремление к единству. Первой организацией, заявившей о приверженности идее «чёрного самосознания», явилась Южно-Африканская студенческая организация (САСО, основана в 1969), объединившая студентов-африканцев, а также цветных и индейцев. При участии руководства САСО на конференции представителей африканского, цветного и индейского населения (г. Питермарицбург, июль 1972) был создан Конвент чёрного народа (КЧН), а позднее и другие организации, стоявшие на платформе «чёрного самосознания»: Союз чёрных журналистов, Национальная молодёжная организация, Объединённый союз чёрных рабочих и др. «Ч. с. д.» опиралось в основном на африканскую молодёжь учащихся вузов и средних школ; связи с рабочими были слабыми. Революционный потенциал молодёжи ослаблялся реформистскими элементами, проникшими в его руководство.
Будучи одним из выражений национализма угнетённых расовых групп, движение имело противоречивые идейно-политические установки, проявляло непоследовательность в практической деятельности. Его руководители отвергали теорию классовой борьбы, поскольку в условиях Южной Африки она якобы «не в состоянии преодолеть барьеров расы, цвета кожи и национальности», отказывались от сотрудничества с любыми политическими организациями, в которых представлено белое население. Неклассовый подход проявлялся и в их позиции по международным вопросам, подчёркивалась «глобальная конфронтация между «третьим миром» и более «богатыми странами». «Ч. с. д.» не имело ясной программы действий по освобождению угнетённого большинства в Южной Африке, отвергало насильственные формы борьбы и возлагало основные надежды на духовное возрождение чёрного человека и на программы экономического развития африканской общины «чёрный коммунализм». При этом не учитывалась реальная обстановка в ЮАР, усиливающееся классовое расслоение внутри чёрного населения.
Важная роль в деле духовного раскрепощения африканцев отводилась религии. Представители движения считали, что все существующие в ЮАР разновидности христианской церкви стоят на службе белых эксплуататоров, поэтому большое значение придавалось деятельности так называемых независимых африканских церквей. Широкую популярность приобрели идеи «чёрной теологии», назначение которой заключалось в «освобождении чёрного населения не только от отчуждения бога, но и от рабского мышления, комплекса неполноценности».
Непоследовательность и политическая незрелость лидеров движения использовали западные круги, стремившиеся создать в ЮАР «третью силу», альтернативную АНК.
К середине 70-х гг. ряд деятелей движения стал переходить от лозунгов самоутверждения чёрных к требованиям ликвидации системы господства белого меньшинства, что вызвало усиление репрессий со стороны властей. В связи с организованной САСО совместно с КЧН в сентябре 1974 манифестацией в поддержку Фронта освобождения Мозамбика группа руководителей САСО была арестована и приговорена к длительным срокам тюремного заключения.
Сыграв положительную роль в возрождении чувства национальной гордости в «психологическом освобождении» африканцев, «Ч. с. д.», однако, не смогло возглавить растущий подъём борьбы угнетённых масс.
Расправа властей ЮАР над демонстрацией в Соуэто в июне 1976 показала тщетность надежд на применение ненасильственных форм борьбы. Многие активисты движения вступили в ряды подпольных организаций АНК. Власти вновь усилили репрессии против любых форм оппозиции режиму. 12 сентября 1977 был убит в тюрьме Бико, а 17 октября было объявлено о запрещении 19 легальных организаций, в том числе САСО и КЧН; многие их руководители были арестованы. К этому времени «Ч. с. д.» в основном исчерпало себя как идейно-политическое течение. Среди чёрного населения Южной Африки усилился авторитет АНК, который развернул работу по политической мобилизации масс и проведению вооруженных операций.
В ЮАР сторонники «чёрного самосознания» проявляют себя главным образом в рядах созданной в 1978 легальной Народной организации Азании. За рубежом именем движения пытается пользоваться группа эмигрантов из Южной Африки, выступающих против политической линии АНК. В 1980 в Лондоне ими была проведена встреча, на которой было объявлено о создании организации под названием «Движение чёрного самосознания». Но заметного влияния ни в Южной Африке, ни за рубежом эта группа не приобрела.
Литература:
Макаров А. А., Борьба африканского населения ЮАР. (70-е годы XX в.), М., 1981;
South African communists speak. Documents from the history of the South African Communist Party. 19151980, L, 1981;
Nyameko R. S., Singh Q., The role of Black consciousness in the South African revolution, «The African Communist», 1977, № 68, p. 3447;
Toussaint, «Fallen among liberals». An ideology of Black consciousness examined, там же, 1979, № 78, p. 1830.В. Г. Шубин.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.