- халифат
халифа́т, 1) система мусульманской теократии;
2) принятое в литературе название средневекового мусульманского теократического государства с халифом во главе;
3) период правления халифа.Система Х. (в суннизме идентичное понятие имамат) возникла в арабо-мусульманском государстве после смерти Мухаммеда в 632, продолжив установленную им традицию теократии. Начиная с третьего халифа Османа халифы носили также титул эмир аль-муминин («повелитель верующих»), связанный с функцией военного командования. При первых четырёх «праведных халифах» (632661) сохранялась практика избрания халифа. Начиная с Омейядов и в первые века правления их преемников Аббасидов Х. являлся мощным централизованным государством с абсолютной властью халифа как духовного и светского главы мусульман. В него вошли огромные территории, завоёванные арабами, в том числе Северная Африка, включая Египет. Начиная с IX в. Х. вступил в полосу политического распада. Наблюдается упадок светской власти халифов, возникает ряд фактически независимых феодальных государств (в частности, на территории Северной Африки государства Идрисидов, Тулунидов, Аглабидов). После завоевания в 945 Багдада Буидами аббасидские халифы лишились светской власти. Сельджуки, занявшие в 1055 Багдад, узаконили разделение светской и духовной власти, создав систему Х.султанат, при которой за аббасидским халифом сохранялась духовная власть, а султану принадлежала вся полнота светской власти.
Не признавая суннитов Аббасидов, халифом провозгласил себя в 910 основатель исмаилитского государства Фатимидов в Северной Африке Убейдаллах. В 1171 суннит Салах ад-Дин положил конец Х. Фатимидов, создав султанат Айюбидов и признав духовный сюзеренитет аббасидского халифа. В 929 кордовский эмир Абд ар-Рахман III из династии Омейядов в противовес Фатимидам принял титулы халиф и эмир аль-муминин. Кордовский халифат, распространивший свою власть и на некоторые княжества Северной Африки (Тахерт, Сиджиль-масу и др.), существовал до 1031. Ещё один Х. на территории Северной Африки государство Альмохадов, правитель которого Абд аль-Мумин в 1130 провозгласил себя халифом. В XII в., с ослаблением государства Сельджуков, Аббасиды вернули себе политическую власть в бассейне Тигра и Евфрата. Конец Х. как государству положило монгольское нашествие. В 1258 Хулагу-хан взял Багдад и казнил последнего аббасидского халифа Мустасима. В 1261 мамлюкский султан Бейбарс, правивший в Египте и Сирии, пригласил в Каир одного из действительных или мнимых представителей рода Аббасидов и провозгласил его халифом. До османского завоевания Египта халифы Аббасиды жили в Каире, не имея политической власти, но освящая своим религиозным авторитетом светскую власть султанов-мамлюков, иногда также султанов других мусульманских стран, и давали им инвеституру. В 1516 османский султан Селим I вывез в Стамбул халифа Мутаваккиля, который передал ему реликвии аббасидского дома и, по созданной позднее версии, преемственное «право» на Х. Османский Х. существовал до марта 1924, когда был лишён сана последний халиф Абд аль-Маджид II.
А. А. Наумкин.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.