- Фута-Джаллон
Фу́та-Джалло́н, государство фульбе на территории плато Фута-Джаллон в XVIIIXIX вв. Впервые скотоводы-кочевники фульбе появились на этой территории, по-видимому, в XIIIXIV вв., позднее сюда мигрировали группы фульбе из районов Фута-Торо, Томбукту, Масины. Постепенно переходя от кочевого к оседло-отгонному скотоводству и земледелию, фульбе в этой области к концу XVII в. один из самых многочисленных и сильных народов; для него было характерно уже заметное социально-имущественное расслоение. Семьи и родственно-хозяйственные группы различались по численности, размерам хозяйства, богатству; использовался труд рабов. Постепенно среди фульбе Ф.-Д. распространяется ислам.
Начавшаяся в 20-х гг. XVIII в. война исламизированной знати фульбе против старых хозяев края дьялонке, а также фульбе-анимистов завершилась в основном в конце 70-х гг. XVIII в. её победой. В ходе войны было создано раннефеодальное теократическое государство; фульбская знать, под контроль которой попали громадные земельные владения и большая часть иноплеменного населения края, стала господствующим классом. Глава государства альмами (точнее аль-имами, от арабского «амма» предводительствовать, руководитель мусульманской общины) обладал одновременно духовной и светской властью. Правители Ф.-Д. избирались собранием знати из двух кланов альфайя (потомки Карамоко Альфы, под руководством которого началась война) и сорийя (потомки Ибрахима Сори Великого, одержавшего в 70-х гг. XVIII в. решающие победы); власть альмами была ограничена советом знати. Вся внутриполитическая история государства заполнена борьбой за власть между соперничавшими кланами. Государство делилось на провинции и приходы. Общество Ф.-Д. состояло из двух основных категорий людей: свободных (фульбе-мусульмане, дьялонке-мусульмане и др.) и сервильных и полусервильных групп (в том числе рабы, люди полурабского статуса и члены ремесленных каст). Сервильное население составляло в разное время от 1/5 до 1/3 общего числа жителей и играло важнейшую роль в общественном производстве. В вассальной, даннической зависимости от правителей Ф.-Д. (или отдельных его провинций) находились многие племена соседних областей. Ф.-Д. имел оживлённую торговлю с многими районами Западного Судана. Исламизация, охватившая большинство населения Ф.-Д., сопровождалась распространением арабской письменности.
В конце XIX в. в результате французской колониальной экспансии Ф.-Д. включён в качестве протектората (1897) в состав колонии Французской Гвинея.
Литература:
Козлов С. Я., Фульбе Фута-Джаллона, М., 1976;
Arcin A., Histoire de Guinée Française. P., 1911;
Tauxier L., Mœurs et histoire des Peuls, P., 1937.С. Я. Козлов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.