- Феццан
Феццан.
Петроглифы.
Около 8-го тысячелетия до н. э.Фецца́н, Феззан, историческая область в Ливии. В 668 Ф. был завоёван арабским полководцем Окбой ибн Нафи. Ф. входил в состав различных арабских государств, но пользовался известной автономией под властью местных династий; в стране распространился ислам. В XIIIXV вв. Ф. находился в зависимости от правителей государства Канем. В середине XVI в. под управлением местной династии Бени Мухаммед со столицей в Мурзуке. В 70-х гг. XVI в. завоёван османами (управлялся из Триполи); временами пользовался значительной самостоятельностью. Государям династии Караманли лишь периодически (завоевательные походы 1716, 1718, 173132, 1811) удавалось подчинить себе Ф. После восстановления турецкого господства в Ливии (1835) в Ф. в 183842 происходило крупное антитурецкое восстание под руководством Абд аль-Джалиля Сейф ан-Насра; с 1842 Ф. санджак в составе вилайета Триполитания. Во второй половине XIX в. в Ф. значительным влиянием пользовался дервишский орден сенуситов. После итало-турецкой войны 19111912 Ф. был захвачен итальянцами (1914). Население Ф. оказывало упорное сопротивление захватчикам (Италия сумела утвердиться в Ф. лишь к 1930). В 1939 Триполитания, Киренаика и Ф. были объединены под властью итальянского генерал-губернатора. В 1943 Ф. был оккупирован французскими войсками (выведены в 1956). В декабре 1951 мае 1963 Ф. одна из провинций независимой Ливии.
В Ф. находится один из крупнейших в Африке комплексов наскальных изображений, которые создавались в течение тысячелетий племенами охотников и скотоводов Сахары. Древнейшие петроглифы с крупными, монументальными фигурами буйволов, носорогов, бегемотов, слонов датируются 86-м тысячелетием до н. э., отличаются высокой техникой высеченного наскального рисунка, верностью натуре, живой выразительностью. В конце 4-го тысячелетия до н. э. изображения диких животных постепенно уступают место изображениям быков (нередко с признаками одомашнивания). В петроглифах 42-го тысячелетия до н. э. преобладают (в отличие от живописи того же времени, см. Тассилин-Аджер) одиночные статичные фигуры быков, высеченные с большим мастерством. Для петроглифов середины 2-го тысячелетия до н. э.начала 1-го тысячелетия н. э. характерны изображения лошади (часто запряжённой в повозку или колесницу), для первых вв. н. э. схематичные фигуры верблюдов.
Литература:
Graziosi P., Rock art in the Libyan Sahara, [Firenze, 1962].В. Б. Мириманов.
Феццан.
Петроглифы.
Около 8-го тысячелетия до н. э.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.