- Фатимиды
Фатими́ды, мусульманская династия (9091171), стоявшая во главе халифата шиитов-исмаилитов на территории ряда стран Ближнего Востока и Северной Африки. Считали себя потомками Али (см. Алиды) и дочери пророка Мухаммеда Фатимы (отсюда название). Как полагают некоторые современные исследователи, Ф. происходили от Абдаллаха ибн Меймуна (умер в 825), врача, сыгравшего большую роль в организации тайных обществ исмаилитов. Начало возвышению Ф. положило народное восстание берберов кутама под исмаилитскими лозунгами пришествия махди и установления социальной справедливости во главе с даи (миссионером, проповедником) Абу Абдаллахом, обосновавшимся в 893 в горах Среднего Магриба. Восстание завершилось разгромом государства Аглабидов и взятием Кайруана. Сюда в 909 прибыл считавшийся «скрытым имамом» верховный вождь исмаилитов Убейдаллах, который 15 января 910 был провозглашён махди и принял титул халифа, положив начало династии Ф. Опираясь на племена кутама и Ифрикию, Ф. при поддержке тайных исмаилитских организаций подчинили другие страны Северной Африки, Сицилию, Египет (969), Сирию, Палестину, красноморское побережье Судана, Хиджаз, прибрежные районы Йемена и продолжали борьбу за установление господства во всём мусульманском мире. Противодействие местных правителей (Ирака, Верхней Месопотамии и др.) и Византии, внутренние трудности приостановили в середине XI в. экспансию Ф. Центром их государства был Египет; в 973 в Каир была перенесена столица Ф. (до 921 столицей был Кайруан, затем Махдия). В период расцвета феодальное государство Ф. представляло собой военную теократию с неограниченной властью халифа, который считался носителем божественной благодати (при халифе Хакиме даже воплощением божества). Насильственно насаждались идеи и принципы исмаилизма. Мусульмане-сунниты, христиане и иудеи подвергались гонениям, которые при Хакиме приняли особенно жестокий характер. Армия состояла из наёмников (берберов и др.) и мамлюков славянского, тюркского и суданского происхождения. Земля и основные средства производства, мануфактуры (тираз), транспорт, жилой фонд и торговые помещения считались государственной собственностью. Поощрялось также развитие вакфного землевладения (см. Вакф). Высокого уровня достигли ремесло и внешняя торговля. Непосредственные производители были превращены в государственных крепостных, отдававшихся на откуп и продававшихся вместе с хозяйственным инвентарем. С середины XI в. теократия Ф. перерождалась в военно-олигархическую диктатуру. В 107494 Бадр Джамали, мамлюк армянского происхождения, сосредоточил в своих руках посты верховного главнокомандующего (амир аль-джуюш), руководителя миссионерского аппарата (дай ад-дуат) и главы правительства (везир). С этого времени халифы лишь номинально исполняли функции носителей верховной власти, свергались и назначались военно-дворцовыми группировками, нередко вопреки выбору исмаилитских вождей. Тиранический режим Ф., усиление феодальной эксплуатации, начавшийся с XI в. упадок хозяйственной жизни, коррупция государственного аппарата вызывали недовольство широких народных масс. Раскол исмаилитов в 1094 из-за наследования халифата и имамата привёл к выделению секты низаритов (ассасинов), создавших собственную организацию с центром в Аламуте (Иран). В 1048 наместники Ф. в Ифрикии Зириды отделились от халифата (в ответ Ф. направили в Северную Африку опустошившие её кочевые арабские племена бану хиляль и бану сулейм), в 105482 Альморавиды разгромили находившиеся в вассальной зависимости от Ф. государства Марокко и Западного Алжира. В 106191 норманны завоевали Сицилию. Сунниты-сельджуки, используя народное сопротивление режиму Ф., в 1064 вторглись в Сирию, взяли Иерусалим (1071) и Дамаск (1076). В 1076 Хиджаз, Мекка и Медина признали сюзеренитет аббасидских халифов. Падение Ф. отсрочили междоусобицы в Сельджукском государстве и начало крестовых походов (1096). Их двор стал ареной интриг агентов сельджуков и крестоносцев. Крестоносцы, захватившие в конце XI начале XII вв. прибрежные области Сирии и Палестины, совместно с норманнами совершили в середины XII в. несколько нападений на Египет. В 1163 сельджукский правитель Северной Сирии и Ирака Hyp ад-Дин, вмешавшись в борьбу претендентов на везират, ввёл в Египет тюркские войска (предотвратив таким образом захват страны крестоносцами) и в 1168 добился назначения на пост везира своих военачальников (Асад ад-Дина Ширкуха, а в 1169 его племянника Салах ад-Дина). В 1171 после смерти фатимидского халифа аль-Адида Салах ад-Дин низложил династию Ф.
Литература:
Семенова Л. Д., Из истории фатимидского Египта, М., 1974 (лит.);Hanotaux G., Histoire de la nation égyptienne, t. 4. LEgypte arabe, par G Wiet , P., 1937;
Ivanow W., Ismaili tradition concerning the Rise of the Fatimids, Bombay, 1942.Н. А. Иванов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.