- Тунис. Музыка
В процессе длительной эволюции тунисская музыка испытала финикийское, греческое, римское, в особенности арабское, турецкое и другие историко-культурные влияния. Тесной была взаимосвязь с культурами других стран Магриба. Один из наиболее древних пластов музыки Т. — искусство берберов, для которого характерны песни и танцы в сопровождении инструментального ансамбля. Типичные составы ансамблей — зурны (гобои) и таблы (барабаны), а также касабы (тростниковые флейты) и бендиры (бубны), нередко шлёхи используют в качестве аккомпанирующего инструмента 3-струнную лютню гуинбри (соло). В основе музыки берберов — диатонические звукоряды (на юге — 5-ступенные).
Существенно сказалась на музыке Т. исламизация страны (VII в.). Получили распространение виды музыки, связанные с мусульманским религиозным культом: речитация Корана, адан (призыв к молитве), а позднее, в связи с деятельностью многочисленных мусульманских братств, суфийские церемонии, в том числе зикр. Арабские влияния проявились в бытовании таких музыкальных инструментов, как уд, канун (многострунная цитра), касаба и др., а также некоторых жанров светской арабской классической музыки (сохранили своё значение поныне) — касыда, мауаль (вокальные), таксим (инструментальный). Большое влияние на развитие музыки Т. оказала так называемая андалусская школа (основоположник Абу-ль-Хасан Али бен Нафи, известный под именем Зирьяб), где сложился классический тип музыкально-поэтической циклической композиции — нуба. Существует тунисская разновидность нубы — малуф (считается, что её стиль возрождает традиции средневековой Севильи). Сохранилось 13 классических тунисских нуб (из 24), в XX в. были сочинены ещё 2 нубы. Тунисская нуба состоит из следующих частей: истифтах (инструментальная прелюдия со свободной метроритмической структурой; в ней выявляются характерные признаки основного лада произведения — макама), мсаддар (инструментальная пьеса, основанная на ритмоформуле того же названия), дхоль (оркестровая интермедия), затем следует множество вокальных (сольных и хоровых) частей (в том числе мувашшах и заджал), перемежаемых инструментальными фрагментами. Среди средневековых тунисских музыкантов выделяются Мунис аль-Багдади, открывший в Кайруане первую музыкальную школу (начало X в.), певец и учёный XI в. Абу-ль-Сальт Умайя, поэт и композитор XIV в. Сиди Дриф.
В средние века в Т. сложилась теория музыки, тесно связанная в целом с арабской. Была разработана ладовая система, основанная на макамате (см. Макам). Среди макамных ладов, распространённых в Т., — сика, раст, ирак, рамель-майя, науа, раст-ад-диль, майя и др. В основе метроритмики тунисской музыки (как и арабской в целом) — принцип ритмоформул, наиболее характерные из которых (часто встречаются в нубе) — мсаддар, бтайхи, хафиф, хатм, дхоль баруэль, дарадж и др.
Музыкальный инструментарий Т., типичный для всего Магриба, включает (помимо выше названных) ребаб, мезуэд (волынка), зурну, а также мембранофоны — дара-букку, бендир, тар.
С конца XVI в. в связи с воздействием турецкой музыкальной культуры получают распространение такие музыкальные композиции, как башраф, самаи. В целом же в этот период в музыкальной жизни Т., как и других стран Магриба, наблюдается снижение роли классических жанров андалусской традиции. В дальнейшем на развитие музыкального искусства Т. сильное влияние оказали установление французского протектората и «европеизация» тунисского общества (в частности, введение европейской системы образования, распространение европейских музыкальных инструментов).
Возрождению интереса к национальному классическому наследию способствовала деятельность музыкальных общества «Рашидия» (1935, один из его основателей — X. Тэрнан), выступавшего за сохранение и развитие национальных музыкальных традиций. Члены этого общества записали и йотировали множество народных мелодий, организовали курсы по подготовке исполнителей традиционной музыки и др.
После провозглашения независимости Т. (1956) особое внимание уделяется национальному искусству. Целенаправленное развитие музыкальной жизни страны регулирует Государственный секретариат по делам культуры и информации. Наряду с традиционной музыкой широкое распространение получили современные (европеизированные) формы музыкальной культуры, в том числе популярной. В стране создан ряд крупных исполнительских коллективов, в том числе Тунисский фольклорный ансамбль (основан в 1961), Бизертский ансамбль классической музыки, оркестр общества «Рашидия» (ныне оркестр радио). Функционируют высшие и средние музыкальные учебные заведения, в том числе Национальная консерватория музыки, танца и народного искусства (основана в начале 1960-х гг. в г. Тунис), где изучается национальное и европейское музыкальное искусство, консерватория в Сфаксе. При Национальной консерватории открыт Музей истории музыкального искусства и народных инструментов. В столице создан Центр искусств. Регулярно проводятся международные фольклорные фестивали в Карфагене (с 1962), ежегодно — фестивали исполнителей религиозной музыки в Кайруане и др. Среди ведущих тунисских музыкантов — композитор, исполнитель, музыковед, президент Национального музыкального комитета, директор Тунисской консерватории С. Махди, композитор и лютнист М. аль-Джамуси, певец и исполнитель на уде У. Карим, исполнительница традиционных песен Салиха, а также певцы и авторы песен Ш. Аляуий, Абд аль-Хакк Тариа и др. Начинает развиваться музыкальная наука, в числе музыковедов — М. Катат, Ф. Згонди, Хамади Бен Осман, М. аль-Хабиб; проводятся конгрессы и симпозиумы по проблемам арабской музыки, а также ежегодные семинары в г. Хаммамет.
О. А. Русанова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.