- Того. Театр
Развитие театрального искусства Того тесно связано с культурным наследием народов этой страны. Элементы театральности издревле присутствовали в традиционных обрядах, ритуалах, народных празднествах. Значительным для становления и развития народного театра было творчество гриотов — касты бродячих актёров-сказителей, певцов, музыкантов. Гриоты давали представления, в которых сочетались драматическое искусство, пение, танцы, музыка. Материалом для импровизаций гриотов служило историческое прошлое народов Т., их богатая устная традиция, повседневная жизнь крестьян и горожан. В предколониальный период широкое распространение (особенно на севере страны у тем и кабье) получили комедийно-сатирические представления, осуждавшие жадность, ложь, лицемерие. Сохранились сведения об одной из таких групп — труппе под руководством гриота Агезане, состоявшая из 16 актёров и 3 музыкантов. Драматургическую основу их представлений составляли устные пьесы, имевшие определённый сюжет и название, обязательно сопровождавшиеся музыкой и танцами.
В колониальный период в стране распространился театр европейского типа. Любительские коллективы создавались при школах, миссиях. Центрами театральной деятельности были колледж Святого Жозефа, Протестантский колледж, лицей Боннекарэр. Здесь разыгрывались библейские сюжеты, ставились произведения европейских классиков (Мольер, П. Корнель, У. Шекспир). Начиная с 1920-х гг. любительские коллективы стали давать импровизированные спектакли по заранее разработанному самой труппой сценарию (иногда антиколониальной направленности: «Быть царём в своём доме», «Свобода, свобода!» и др.) и всё чаще обращались к традиционному народному творчеству. Важным шагом по пути к созданию самобытного театра Т. стала организация в 1930 в Ломе любительской труппы «Зупица», носившей имя её организатора и руководителя. В поставленном этой труппой антиколониальном спектакле «Али-Баба и сорок разбойников» (инсценировка Зупицы) широко использовались народная музыка, песни, танцы. В основу творчества любительских трупп, возникших в 40—50-е гг. в небольших городах («Води», руководитель Затто Води в Сокоде, «Агбодово», руководитель Коффи Амейда в Кпалиме и др.) также легло традиционное культурное наследие народов Т. Представления шли на эве, тем и других местных языках. В 1953 в столице был организован французский культурный центр, к работе в котором привлекались наиболее популярные деятели тоголезского театра. Один из них — литератор и педагог Педро Сантос создал в 1955 труппу «Сантос», постановки которой затрагивали социальные и этические проблемы: взаимоотношение «отцов и детей», право женщин на самостоятельный выбор жизненного пути и др. В годы после 2-й мировой войны по всей стране стали возникать театрально-концертные коллективы типа «консерт-парти». Большую популярность в 50-е гг. приобрела полупрофессиональная группа «Хэппи стар консерт-банд», включавшая в программу разнообразные сценки и скетчи.
Активизация и профессионализация театральной деятельности в эти годы были связаны с подъёмом антиколониальной борьбы, однако только после достижения независимости и провозглашения республики (1960) в Т. возникли условия для подлинного расцвета самобытного театра. В первый же год в Ломе была создана Ассоциация культуры тоголезской молодёжи, где в 1963 возник театральный молодёжный коллектив Группа театра и фольклора Т., которым руководили драматурги Матиас Айтнард и Давид Анану. За время существования группы (распалась в 1968) её участниками были поставлены спектакли «Агбалеви» Моруза Апедо-Амаха (1964), «Сын идола» Д. Анану (1966), «Кетейули — африканский студент» Модеста Д’Альмейда и Жильбера Пакле (1966) и др. Успехом пользовалась и пьеса «Бедный Калиа, или Богатый наследник» Селестина Абалса (1969). В 1969 М. Айтнард предпринял ещё одну попытку объединения театральных сил страны и создал Тоголезскую театрально-фольклорную группу, которая в 1970 была преобразована в Кружок дружбы. Среди работ — «Папа Влан» М. Айтнарда (1970), «Господин Того — Гнини» Бернара Дадье (1971). Важным событием в театральной жизни Т. стала постановка труппой при Ассоциации культуры тоголезской молодёжи пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» (1971). Большую популярность в конце 70 — начале 80-х гг. завоевала полупрофессиональная труппа «Агоколи», работающая в Ломе. В 1974 в столице при поддержке государства была создана профессиональная Национальная тоголезская труппа, состоящая из театральной, балетной и музыкальной секций. Театральной труппой руководит режиссёр Нестор Зинсу. Одна из наиболее удачных постановок коллектива «Мы — комедианты» обличает бесчеловечную систему апартхейда в ЮАР.
Наряду с активизацией деятельности драматических коллективов в стране растёт число полупрофессиональных групп типа «консерт-парти», которые дают музыкально-драматические представления, часто политической и антиколониальной направленности («Кокувито консерт-банд», «Бобоэ консерт-банд» и др.).
Театральные коллективы Т. стремятся отразить наряду с бытовой проблематикой историческую и политическую, внося тем самым свой вклад в борьбу против империализма и неоколониализма («Отравленная калебаса» П. Аменже, «Победа при Саракава» К. К. Коффи-Канабо, труппа Агоколи; «Почему и как?», «Бобоэ консерт-банд» и др.).
Н. И. Львов, А. Ю. Грушевский.
Литература:
Токарева З. И. Тоголезская Республика. Справочник, М. 1981;
Гальперин Г. Л., Республика Того, М., 1961;Cornevin R., Histoire du Togo, 3 ed., P., 1969;
Feui11et C., Le Togo «en général». La longue marche de Gnassingbé Eyadéma, P., 1976;
Togo. Dix ans de redressement politique et économique (13 janvier 1967—13 janvier 1977), «Europe outremer», 1976, № 561;
Wülker G., Togo — Tradition und Entwicklung, Stuttg., 1966.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.