- Того. Народное образование и научные учреждения
Первая миссионерская школа была создана в 1891, государственная — в 1905. В 1906 в стране было 347 школ (большинство из них миссионерские), в которых обучалось свыше 13,7 тыс. учащихся. С 20-х гг. начала складываться система обучения по французской модели. В 1957 в начальных школах было около 66 тыс. учащихся, в средних — 1357 (девочек обучалось втрое меньше, чем мальчиков). Большинство учеников оканчивало только 2—3 класса в 1951—56 свидетельство об окончании начальной школы получило только около 7 тыс. человек.
К моменту провозглашения независимости свыше 90% населения было неграмотным, начальную школу посещало 78,7 тыс. детей (около 19% детей возраста начального обучения). После провозглашения независимости было введено обязательное начальное обучение детей с 6 до 12 лет. К концу 1980 неграмотность сократилась до 30% (по другим источникам, — до 55%). Начальная школа — 6-летняя, принимаются дети с 6 лет. С 1978 в ряде начальных школ стали изучаться местные языки. В 1982/83 учебном году было 2291 начальных школ, в которых работало 10214 учителей и обучалось около 492,4 тыс. учащихся, что составляло более 90% детей в возрасте 6—12 лет. В начале 80-х гг. были отменены вступительные экзамены в среднюю школу. Срок обучения в средней общеобразовательной школе 7 лет: 4 года в неполной (колледже) и 3 года в полной средней (лицее). В 1980/81 учебном году в 71 средней общеобразовательной школе работало около 2,9 тыс. учителей и обучалось около 128,2 тыс. учащихся. Значительная часть общеобразовательных школ, в том числе начальных, принадлежит миссионерам. Профтехподготовка осуществляется на базе начальной школы, средняя техническая — на базе неполной средней школы в течение 3—6 лет. В 1982/83 учебном году, в системе профтехподготовки обучалось 5937 учащихся. В 1980/81 учебном году, средними учебными заведениями всех типов было охвачено около 1/3 лиц соответствующего возраста.
Учителя для начальных школ готовятся в 2 педагогических (нормальных) училищах в течение 1—3 лет на базе неполной средней школы, в которых в 1979/80 учебном году было 310 учащихся; учителя для средней школы — в педагогическом институте.
Управление образованием осуществляют Министерство образования 1-й и 2-й ступеней (начальная и неполная средняя школа) и Министерство образования 3-й и 4-й ступеней и научных исследований (полная средняя школа и вузы). В 1980 общие расходы государства на образование составили 6,1% ВНП, или 19,4% бюджета.
Высшее образование дает Бенинский университет в Ломе (основан в 1965 как колледж, статус университета с 1970; 4,5 тыс. студентов, 237 преподавателей в 1984/85 учебном году). В его составе: медико-биологический факультет; литературная школа, школа естественных наук, высшая школа права и управления, высшая школа экономики и бизнеса, высшая инженерная школа, высшая сельскохозяйственная школа, институт здравоохранения и биологических наук, медицинская школа, национальный педагогический институт, высший институт журналистики. Имеется также ряд колледжей, которые дают неполное высшее образование: Центр профподготовки в области агрономии в Кпалиме (основан в 1901, 230 студентов); Архитектурная школа в Ломе (основана в 1975, 105 студентов); Национальная административная школа в Ломе (основана в 1958, 50 студентов), Технический колледж в Сокоде (более 100 студентов). С 1975 в СССР ежегодно обучается около 300 тоголезцев.
Научные исследования проводятся в Бенинском университете, Исследовательском институте по проблемам демографии, Африканском институте международного права. В Ломе имеются также: Исследовательский институт текстиля и хлопка (1948), Национальный институт научных исследований (1965), Исследовательское научно-техническое бюро (1949), Исследовательский институт тропической агрономии и др.
Национальная библиотека (более 7 тыс. томов); библиотека университета (более 5 тыс. томов). Национальный музей (основан в 1975).
В. З. Клепиков.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.