- Суэцкий канал
Суэцкий канал.
Физическая карта.Суэ́цкий кана́л, судоходный бесшлюзовой морской канал на северо-востоке Египта, пересекающий Суэцкий перешеек, служащий условной границей Азии и Африки и соединяющий Средиземное и Красное моря. С. к. кратчайший водный путь между портами северной части Атлантического и Индийского океанов (на 815 тыс. км меньше пути вокруг Африки). Длина С. к. около 161 км, ширина по зеркалу воды 120318 м, по дну 4560 м. Глубина по фарватеру до 18 м; среднее время прохода судов через канал 1112 ч. Главные входные порты: Порт-Саид (с Порт-Фуадом) со стороны Средиземного моря Суэц (с Порт-Тауфиком) со стороны Красного моря. Для снабжения зоны канала речной водой из Нила прорыт так называемый пресноводный канал Исмаилия. Географическое положение С. к. в узле международных морских коммуникаций обусловило высокую степень его загруженности: до 1967 на С. к. приходилось около 15% мировых океанских грузовых перевозок и свыше 20% перевозок нефти и нефтепродуктов (1-е место по тоннажу перевозимых грузов среди всех международных каналов). После завершения 1-й очереди реконструкции С. к. (1979) через него получили возможность проходить суда (танкеры) водоизмещением до 150 тыс. т, а 2-й очереди до 250 тыс. т с полной нагрузкой. В 1984 через С. к. прошло 21361 судно общим водоизмещением 371 млн. т (нетто), перевезшие с севера на юг 109,5 млн. т грузов, с юга на север 154,5 млн. т. Доходы Египта от С. к. составили около 1 млрд. долл. Товарную структуру перевозок (%) см. в табл. 1 и 2.
Таблица 1. С севера на юг
1966 1979 1980 Нефть 18,8 7,3 13,2 Зерновые 20,4 4,7 5,6 Химические удобрения 14,1 12,5 10,1 Промышленные товары 10,5 10,9 4,3 Цемент 2,9 14,4 15,1 Прочие грузы 33,3 50,2 51,7 Таблица 2. С юга на север
1966 1979 1980 Нефть 85,9 37,2 32,1 Зерновые 0,9 1,6 4,2 Растительное масло 2,5 1,9 Текстиль 0,9 1,0 0,4 Прочие грузы 12,3 57,7 61,4 Н. А. Длин.
Впервые в Древнем Египте, ориентировочно в 21002060 до н. э., был сооружён канал, соединивший Суэцкий залив с Большим Горьким озером и шедший затем к озеру Тимсах, где ныне расположен г. Исмаилия, и далее к озеру Бали. Позже он пришёл в упадок. Во времена фараона Сенусерта III (1884 около 1849 до н. э.) также действовал канал, просуществовавший предположительно до XIII в. до н. э. При Птолемее II (285246 до н. э.) был сооружён канал между озером Тимсах и восточным рукавом Нила. В 642 халиф Омар восстановил канал, соединявший Нил с Суэцким заливом (засыпан в 776). В средние века одно время существовал канал, соединявший Нил с Красным морем.
В 1854 концессию на строительство и последующую эксплуатацию канала получил французский дипломат и предприниматель Ф. Лессепс. В этих целях была создана акционерная Всеобщая компания морского Суэцкого канала. Работы начались 25 апреля 1859, а 17 ноября 1869 канал был открыт для судоходства.
В 1882 под предлогом «укрепления безопасности, спокойствия и стабильности» Великобритания ввела войска в Египет и установила исключительный контроль над С. к. Многие страны вынуждены были поставить вопрос о регламентации режима судоходства по каналу. После длительных переговоров он был определён конвенцией, заключённой в Константинополе 29 октября 1888 (Конвенция о Суэцком канале 1888).
В 1914 Великобритания установила протекторат над Египтом, превратила С. к. в одну из крупнейших военно-стратегических баз. 28 февраля 1922 в результате национально-освободительной борьбы Египет стал независимым государством, однако Великобритания сохранила контроль над С. к., навязав Египту в 1936 так называемый договор о «дружбе и союзе». В 1954 Египет денонсировал договор 1936 и соглашение о кондоминиуме 1899, а 26 июля 1956 египетское правительство национализировало С. к. и Всеобщую компанию морского Суэцкого канала, аннулировав концессионные акты от 1854, 1856 и соглашение 1866.
Современный режим судоходства по С. к. регламентируется конвенцией 1888 и законодательством Египта. Декларацией от 24 апреля 1957 египетское правительство обязалось обеспечить свободное непрерывное судоходство для всех стран в соответствии с конвенцией 1888. Канал эксплуатируется и управляется автономной Администрацией Суэцкого канала. 10 июля 1957 создана Организация Суэцкого канала, которая обеспечивает управление, эксплуатацию, содержание и улучшение канала.
Режим свободного судоходства неоднократно нарушался. Зона С. к. в 1-ю и 2-ю мировые войны была превращена в крупнейшую военную базу Великобритании. В 1956 после национализации Великобритания, Франция и Израиль предприняли вооруженную интервенцию против Египта, в результате которой канал был повреждён. Судоходство по нему было возобновлено 24 апреля 1957. После израильской агрессии 1967 по каналу проходила линия фронта между египетскими и израильскими войсками, а в октябре 1973 в зоне канала велись активные боевые действия. После отвода израильских войск в 1974 канал был восстановлен и реконструирован. В расчистке канала от мин участвовали корабли советских ВМФ и советские специалисты. С 5 июня 1975 вновь открыт для судоходства.
Литература:
Суэцкий канал Сб. документов, М., 1957
Николаев А. Н., Правовой режим Суэцкого канала и национализация Египтом Суэцкой компании, М., 1960.А. Л. Кулишов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.