- Сомали. Музыка
Музыкальная культура Сомали зародилась в глубокой древности. В средние века существенное влияние на музыку С. оказала арабская культура. У ряда народов, главным образом кочевников, сохранивших доисламские верования, немаловажна роль древнейших форм музыки, неотделимых от трудовых процессов, быта. Широко распространены музыкальные жанры, связанные с охотой. Многие обряды, ритуальные пляски, песни отражают анимистические представления людей, включают магические элементы. Ритуальная и обрядовая музыка исполняется сомалийцами с целью воздействия на силы природы. Отсюда в танцах зачастую имитируются животные, птицы (их повадкам подражают в танце охотники, отправляющиеся на охоту). Традиционные танцы и песни посвящены определённым событиям — наступлению сезона дождей, свадьбе, рождению ребёнка и т. д. Баллады и лирические песни повествуют о жизни народа, о важных событиях, о вождях.
Один из наиболее популярных жанров песен — дэбей, для которого типичны довольно простая мелодия в медленном темпе и многочисленными вариации на неё, отсутствие аккомпанемента (поётся даже без хлопанья в ладоши). Большую смысловую нагрузку несёт текст. Современные дэбей иногда имеют юмористический или сатирический характер, поются на митингах, собраниях, часто исполняются под аккомпанемент оркестра. В отличие от дэбей, песни джифто более короткие, исполняются в быстром темпе, тоже без аккомпанемента. О военных подвигах рассказывают песни герар, которые поются во время верховой езды (также без аккомпанемента). Песни баранбур исполняют женщины (преимущественно в женской аудитории) под аккомпанемент инструментов и хлопанье в ладоши. Среди молодёжи популярны короткие лирические песни в сопровождении тамбурина и флейт — хеелло. В сельской местности распространены трудовые песни, связанные с полевыми работами, водопоем верблюдов и т. п. Появился новый тип песен — хесс, посвящённый политическим событиям. Инструментальная музыка мало развита среди кочевого населения.
Музыкальный инструментарий народов С. не очень разнообразен. Известны барабаны чапуа (небольшой церемониальный барабан), думаари (малый барабан), медонде (высокий церемониальный барабан), насаро (небольшой барабан). Среди других ударных и шумовых инструментов: ксилофон даф, погремушки (деревянные или металлические) на запястьях танцоров — кайяаба, масееве, шунууф, деревянные кастаньеты шамбаал, медные тарелки утлаас, палки-колотушки зипаанде. Струнные инструменты представлены лютней кинаанда, гитарой шарееро, однострунной скрипкой сеезе; духовые — раковиной каури под названием буун или кароог (в неё трубят, возвещая о крупных событиях), свирелью из тростникового стебля с 3—5 отверстиями гобейс, или мваанди, рогом мууфе, или неембе, длинной деревянной трубой вуугво.
После провозглашения независимости С. музыкальной культуре стало уделяться больше внимания. В Национальном театре в Могадишо устраиваются музыкальные фестивали, выступают исполнители народного самодеятельного искусства. Издаются пластинки с записями песен. Известностью пользуются композитор Али Джерир, исполнители песен хеелло Мохаммед Джама Джоф, Али Эльми, поэтессы-певицы Хадида Абдул-лахи Даллес и Харера Исмани Дуния. Ансамбль танца С. под руководством Мохаммеда Иссы (основан в 1971) гастролировал во многих странах, в том числе в СССР (1972, 1977).
Л. О. Голден.
Литература:
Казанов А. М., Сомалийская республика. (Исторический очерк), М., 1961;
Сергеева И., Сомалийская республика, Географическая характеристика, М., 1965;
Шерр Е. С., Сомали в борьбе за социалистическую ориентацию, М., 1974;
Ученые записки советско-сомалийской экспедиции, М., 1974;
Трофимов В. А., Политика Англии и Италии в Северо-Восточной Африке во второй половине XIX в., М., 1962;Basset R., Histoire de la conquëte de l’Abyssinie, XVI-e slécle, par Shihäb de-Din Ahmad Ibn Abd al-Kadir, pt. 1—2, Alger, 1897—1909;
Cerulli E., Somalia. Scritti vari, editl ed inediti, [v.] 1—2, Roma, 1957—69;
Burton R. F., First footsteps in East Africa, L., 1924;
Hess R. L, Italian colonialism In Somalia, Chl. — L., 1966;
Doresse J., Histoire sommalre de la Corne Orientate de l’Afrique, P., 1971;
Lewis I. M., A modem history of Somaliland. Nation and state in the Horn of Africa, L., 1979.
Изд. в рус. пер., в кн.: Сказки народов Африки, М., 1976; Поэзия Африки, т. 1, М., 1979;
Сомалийские пословицы и поговорки, сост., перевод, предисл. и примечания Г. Л. Капчица, М., 1983.Литература:
Букалов А. М., Национальное и интернациональное в сомалийской поэзии, «Народы Азии и Африки», 1969, № 6;
Ахмед Артан Ханге, Муса X. И. Галаал, Омар Ау Нух, Фольклор в жизни сомалийцев. [Перевод], в кн.: Ученые записки советско-сомалийской экспедиции, М., 1974;
Райт М. В., Сомалийцы, «Советская этнография», 1959, № 1;Andrzejewski B. W., Lewis I. M., Somali poetry. An introduction, Oxf., 1964;
Andrzejewski B. W., The art of miniature in Somali poetry, «African Language Review», 1967, v. 6;
Curle A. T., The ruined towns of Somaliland, «Antiquity», 1937, [v.] 11;
Clark J. D., Dancing masks from Somaliland, «Man», 1953, v. 53, April, p. 49—51;
Cerulli E., Somalia, [v.] 3, Roma, 1964;
Johrson J. W., A bibliography of the Somali language and literature, «African Language Review», 1969, t. 8;
Его же, Heelooy, the development of the genre heello in modern Somaly poetry, Bloomlngton, 1974;
Arian A., Somali — folklore (dance, music, song), Mogadishu, 1972.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.