- Сомали. Экономико-географический очерк
Общая характеристика хозяйства.
Сомали — аграрная страна с преимущественным развитием животноводства. С 1969 проведены социально-экономические преобразования: национализированы иностранные банки, горнодобывающая и ведущие предприятия обрабатывающей промышленности, сбыт и распределение нефтепродуктов; введена монополия государства на закупку и экспорт зерновых, хлопка, кож и шкур, ароматических смол и других продуктов сельского хозяйства. Развивается кооперативное движение.
Курс на национализацию частной, главным образом иностранной, собственности, проводившийся до 1977, укрепил позиции государства в экономике С. К началу 80-х гг. в государственном секторе было сосредоточено 80% промышленного производства, около 57% занятых в обрабатывающей промышленности. Роль национального капитала в экономике страны сравнительно невелика. Сосредоточен преимущественно в животноводстве, торговле, сфере услуг, в кустарно-ремесленном производстве. С 1977 проводится линия на стимулирование местного и иностранного частного капитала. Прочные позиции иностранного капитала сохраняются в производстве бананов и сахарного тростника. ВВП в 1982—1500 млн. долл. Отраслевая структура ВВП (%): сельское хозяйство — 60, промышленность — 11, сектор услуг — 29. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1970—80 в целом 3,7%.
В 80-е гг. С. ежегодно заимствует за рубежом свыше 140 млн. долл. и выплачивает по долгам свыше 40 млн. долл. Основные кредиторы: Италия, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Саудовская Аравия, Ирак. На конец 1983 (млн. долл.) государственный внешний долг достиг 1149, дефицит платёжного баланса 150. На социально-экономическом развитии С. отрицательно сказались развязанные в 1977 военные действия против Эфиопии.
Сельское хозяйство. Около 1/3 территории страны, преимущественно юго-запад, пригодна для сельского хозяйства, основная отрасль которого — кочевое и полукочевое скотоводство. Менее развито отгонное скотоводство в сочетании с оседлым земледелием (13% территории). В стране остро стоит проблема перевода кочевников на оседлость. Первая попытка была сделана в 1975, когда из-за длительной засухи погибли тысячи людей и большое количество скота; в южные районы и на побережье Индийского океана с помощью СССР переселены свыше 100 тыс. пострадавших скотоводов. Повсеместно разводят верблюдов. В северных и центральных районах разводят также коз, овец, в юго-западных — крупный рогатый скот. В 1983 насчитывалось 4 млн. голов крупного рогатого скота, около 27 млн. овец и коз, 5,5 млн. верблюдов. Стоимость вывозимого живого скота составляет свыше 2/3 стоимости экспорта.
Поливное и неполивное земледелие сосредоточено на юге, главным образом в долинах и междуречье Джуббы и Веби-Шебели, а также на северо-западе, в районе Харгейса-Борама. Фактически обрабатывается около 450 тыс. га. Площадь орошаемых земель 160 тыс. га. В С. существуют хозяйства двух типов: полунатуральные и товарные. Преобладают мелкие (1—3 га) полунатуральные хозяйства, в которых выращивают преимущественно потребительские культуры (сорго, кукурузу, кунжут, арахис, бобы, овощи); в мелкотоварных хозяйствах наряду с потребительскими культурами — хлопчатник и масличные. Закон о государственной собственности на землю и её недра (1975) не изменил привилегированного положения крупных хозяйств, главным образом плантаций. Они играют ведущую роль в экспортном земледелии (бананы, сахарный тростник), фактически контролируемом иностранным (в основном итальянским) частным капиталом. Плантации преобладают в районах орошаемых земель в долинах и междуречье Джуббы и Веби-Шебели, где сосредоточены ирригационные и сельскохозяйственные комплексы.
Бананы — главная экспортная культура страны. Сбор основных сельскохозяйственных культур составил (1983, тыс. т): сорго около 235, кукурузы 155, сахарного тростника около 480, бананов 80, грейпфрутов 6. После 1980 увеличен ввоз продовольствия. Сбор ароматических смол (камеди, мирры, ладана) в С. составляет около 2/3 мирового.
Прибрежные воды С. богаты ценными породами рыб (тунец, сардина) и ракообразных (омар, креветка).
Промышленность. В 80-е годы в промышленности сохраняется спад производства в связи с острой нехваткой сырья, запасных частей и ассигнований. Преобладает мелкая частная кустарная промышленность. Горнодобывающая промышленность незначительна. Добывают гипс-ангидрит для производства строительных материалов, тантало-ниобиевые руды (район Берберы), поваренную соль (Хафун, 4 тыс. т в год). В 1983 открыто месторождение природного газа в Афгойе (25 км от Могадишо). Начато осуществление национального плана развития энергетики, главные объекты которого — ГЭС в районе Бардере и ТЭС в Могадишо. Установленная мощность ТЭС (1981) 30 МВт, выработка электроэнергии 75 млн. кВт∙ч. Обрабатывающая промышленность развита слабо. Около 90% её продукции даёт государственный сектор. Основные отрасли: пищевкусовая, кожевенно-обувная, гончарная, керамическая, текстильная, швейная. Свыше 3/4 промышленных предприятий сконцентрировано в гг. Могадишо, Харгейса, Кисмайо. Крупнейшие предприятия государственного сектора — сахарный завод (Джоухар), мясокомбинаты (Могадишо, Кисмайо), текстильная фабрика (Балъад), рыбоконсервные (Хабо, Ласкорай, Кандала), молочный комбинат и нефтеперерабатывающий завод (Могадишо); имеются кожевенные (Могадишо, Барауэ), маслобойный, мыловаренные, хлопкоочистительные предприятия, металлообработка (Могадишо), завод по производству карбамида. Строится (1984) сахарный завод в Мареррей. Распространены кустарно-ремесленные промыслы (ткачество, выделка кож, резьба по кости и др.).
Транспорт. Железных дорог нет. Общая протяжённость автодорог (1983) около 11 тыс. км, в том числе с твёрдым покрытием около 2,5 тыс. км. Северные и южные районы С. соединены автодорогой Могадишо—Буръо. На юго-западе дорожная сеть более развита; основная автодороги Могадишо—Кисмайо, Могадишо—Долоу, Кисмайо—Долоу. Автопарк (1979) свыше 20 тыс. машин. Основные морские порты — Могадишо, Бербера, Кисмайо; лихтерный порт Мерка (Марка). Общий грузооборот (1980) около 600 тыс. т. На побережье развито каботажное судоходство (в основном парусные суда — дхоу). Морской флот — 3 судна общим дедвейтом 9,9 тыс. т. С 1967 разрешена регистрация под флагом С. иностранных судов.
В 1964 основана национальная авиакомпания «Сомали эрлайнс» (смешанная с «Алиталия»). Парк самолётов — 12. Международный аэропорт — Могадишо; круглогодичные — Кисмайо, Харгейса, Бербера. Объём перевозок (1977) 19 млн. пассажиро-километров; 0,3 млн. тонн-километров.
Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот в 1983 составил 585 млн. долл. В 1970—80 среднегодовые темпы прироста (%) экспорта 6,5, импорта 7,2. Сальдо торгового баланса постоянно отрицательное. В 1983 дефицит внешнеторгового баланса составил 400 млн. долл. Экспортировались (1982, %): живой скот (88), бананы (6,5), шкуры и кожи и др.; импортировались продовольствие и предметы первой необходимости, нефть, горючее и смазочные материалы (свыше 1/3 стоимости импорта), оборудование, строительные материалы и др. Импорт зерновых составил свыше 130 тыс. т. Основные торговые партнёры по экспорту — Саудовская Аравия, Италия, Египет; по импорту — США, Италия, Саудовская Аравия и другие арабские страны, Япония. В 80-е гг. торговля с большинством социалистических стран была заморожена.
При финансовом и техническом содействии СССР в С. в 1961—77 построены молокозавод в Могадишо и рыбоконсервный завод в Ласкорай, мясокомбинат в Кисмайо, реконструирован морской глубоководный порт в Бербере и другие объекты.
Денежная единица — сомалийский шиллинг.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.