арабистика

арабистика

араби́стика, комплекс научных дисциплин, изучающих историю, экономику, социально-политические проблемы, этнографию, право, язык, литературу и культуру арабских народов. В данной статье рассматривается преимущественно раздел А., исследующий арабские народы Африки. Общность путей развития арабской культуры, арабского литературного языка обусловили (вплоть до середины XX в.) слабую дифференцированность мировой А. по регионам изучения. Изучение истории, языка и отчасти культуры арабов велось ещё в средние века. Многочисленные сочинения арабоязычных авторов VIII—XV вв., летописные своды, хроники походов, труды географов и биографов содержат ценные сведения по истории, быту и хозяйству завоёванных арабами стран, географии, этнографии, мусульманскому праву, биографии видных государственных, религиозных и культурных деятелей. Наиболее известные средневековые авторы, писавшие об арабской Африке, — Абу-ль-Фида, аль-Бакри, аль-Идриси, аль-Калькашанди, Ибн аль-Асир, Ибн Хальдун, Ибн Хаукаль, аль-Якуби, аль-Макриэи и др. Ибн Хальдун сделал первую в арабской историографии попытку определить законы исторического развития, исходя из факторов социальной и экономической жизни. В Европе А. зародилась в XVI в. с изучением арабского языка и сочинений арабоязычных учёных, их переводом на европейские языки, появлением книг путешественников, посетивших арабские страны. Особый интерес проявлялся к исламу, что было связано с задачами распространения христианства. В XVII—XVIII вв. основные центры А. — Рим, Париж, Лейден. В этот период были достигнуты определённые успехи в исследовании арабского языка и литературы. Среди первых крупных работ в этой области — словарь Я. Голиуса и арабская грамматика Т. Эрпениуса (Нидерланды). В 1650 «Очерк истории арабов» опубликовал Э. Пококк (Великобритания). В XVIII в. немецкий учёный И. Я. Рейске выступил за разрыв А. с теологией, за изучение реальной истории арабов и других народов Востока.

В период усилившейся колониальной экспансии европейских держав в XIX в. возрос интерес к арабским народам Африки. Французская научная экспедиция, сопровождавшая Египетскую экспедицию Наполеона Бонапарта 1798—1801, составила 24-томное «Описание Египта». Издание источников по истории Египта в средние века предпринял французский востоковед А. Сильвестр де Саси, опубликовавший также труды по лексикографии; его ученик Э. Катрмер перевёл на французский язык часть труда аль-Макризи (история мамлюков) и начал публикацию арабских источников по истории Африки. Труды английских арабистов Э. У. Лейна «Нравы и обычаи современных египтян» (1836), как и его работы по лексикографии, и С. Лейн-Пула «История Египта в средние века» (1901) сохраняют своё значение. С середины XIX в. бурно развивалась арабская филология: работы К. Каспари (Норвегия), У. Райта (Великобритания), Г. Флейшера, Т. Нёльдеке и К. Броккельмана (Германия) по грамматике, Г. Фрейтага, Х. Вера (Германия), Р. Дози (Нидерланды), Ж. Бело (Франция) по лексикографии, Г. Кампфмейера, Э. Хардера (Германия), Э. Палмера (Великобритания) и др. Опубликованы ценные исследования европейских арабистов-диалектологов: В. Шпитта, Х. Штумме, М. Хартман, К. Фоллерс, Кампфмейер, А. Фишер (Германия), М. Боссье, В. Марсе (Франция), К. А. Наллино (Италия), У. Гэрднер (Великобритания). Труды Р. Николсона, Д. Макдоналда (Великобритания), И. Гольдциера (Венгрия), Броккельмана, Ю. Вельхаузена, Х. Гримме (Германия), Э. Ренана (Франция), А. Ламменса (Бельгия), Л. Каэтани, Наллино (Италия), А. Венсинка (Нидерланды) и других значительно продвинули изучение ислама, а также классической арабской литературы. Важнейшим направлением европейской А. был перевод и публикация арабских средневековых рукописных источников и памятников письменности: работы Вельхаузена, Нёльдеке, Ф. Вюстенфельда (Германия), М. де Слана, Ш. Пелла, Ж. Т. Рено (Франция), М. Хаутсмы, Дози, М. Я. Де Гуе (Нидерланды), Д. Марголиуса (Великобритания), Ф. Кодеры, Х. Риберы (Испания), И. Гвиди, Л. Каэтани (Италия), А. Шпренгера, А. Кремера (Австрия) и др. С середины XIX в. увеличилось внимание к истории (преимущественно средневековой) арабских народов.

В новейшее время, особенно после 2-й мировой войны, в арабистических исследованиях увеличился удельный вес социально-экономической проблематики, появились обобщающие работы по экономике, истории, литературе и культуре арабских стран (в том числе в новое и новейшее время), по проблемам исламского наследия: работы Л. Массиньона, А. Массе, Э. Леви-Провансаля, Р. Блашера, М. Родинсона, К. Казна, М. Канара, А. Лауста, Ж. Берка, Ж. Марсе, А. Терраса (Франция), Г. фон Грюнебаума, Ф. Хитти, Л. Брауна, У. Зартмана, К. Мура (США), Г. Гибба, К. Босуорта, У. Монтгомери Уотта, Н. Барбура, Б. Льюиса (Великобритания), П. Ватикиотиса и др.

В целом буржуазная А. развивалась в духе колониалистских концепций, влияния которых не избежали Р. Ле Турно и Ф. Марсе (Франция) и др. Работ, написанных с антиколониальных позиций (как, например, «История Северной Африки» Ш. А. Жюльена, 1931), мало. В 1950—70-е гг. выдвинулся, особенно во Франции и среди работавших в странах Магриба европейцев, ряд историков, социологов и культурологов прогрессивного направления: А. Аяш, Ж. Аяш, П. Бурдье, И. Лакост, А. Нуши, А. Пренан, П. Себа, М. Эгрето, М. Эмери и др.

Важнейшие центры А. в Западной Европе: Лондон, Лейден, Париж, Марсель, Гамбург, Оксфорд, Кембридж, Мадрид, Рим; в США — Вашингтон, Принстон, Чикаго, Лос-Анджелес, Беркли и др.

Успешно развиваются арабистические исследования в ГДР, Польше, ЧССР и других социалистических государствах Европы: труды историков Т. Левицкого, Т. Ковальского, лингвистов А. Чапкевича, Я. Данецкого (ПНР), историков Х. Майнике Клайнта, Л. Ратмана, лингвиста В. Ройшеля, литературоведов М. Флайшхаммера и В. Вальтер (ГДР), литературоведа С. Пантучека, историка И. Хрбека, лингвистов К. Петрачека, Л. Дроздика (ЧССР) и других стали важным вкладом в изучение арабских источников, истории народных движений в арабских странах в средние века, а также современных проблем истории, культуры и языка. Проблемы А. разрабатываются в университетах и научно-исследовательских институтах Варшавы, Кракова, Софии, Праги, Берлина, Лейпцига, Галле и др.

Важную роль в развитии А. стали играть учёные арабских стран, особенно с завоеванием этими странами национальной независимости. В Египте крупнейшие арабистические центры — научные институты и университеты Каира, Александрии, Асьюта. Получили известность труды Х. Хасана, М. Сурура (средневековая история Египта), М. Горбаля, М. Сабри, М. Шукри (новая история Египта), А. ар-Рафии (новая и новейшая история), А. Абдель Керима, М. Мустафы, Ю. аль-Хаджаджа, М. Вахбы, А. Халифы, А. Увейса, А. Саида, А. Газали, А. Рамадана, Р. Саида, М. Аниса, М. Хасанейна Хейкала, А. Хамруша (новейшая история), С. Амина, М. Амина, М. Давейдара, З. Шафии, И. С. Абдаллы, С. Марея, Ф. Мурси (экономика), М. Алима, А. Бадави, Х. Ханафи, З. Махмуда (философия), Ш. Дайфа, С. аль-Каламави (литературоведение), М. Касема, А. Шалаби (арабский язык), З. Хасана (археология), А. Абу Зейда (антропология), Г. Гайса (социология), А. М. Абдина (арабский язык и диалектология), М. Камиля и др.

В 1950—60-е гг. в Египте созданы научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением экономики, истории, культуры и языка народов Египта и других арабских стран ислама: Национальный центр социальных и правовых исследований (проблемы развития современного египетского общества), Центр политических и стратегических исследований (Каир, при редакции газеты «Аль-Ахрам»), Институт африканских исследований (при Каирском университете: география, экономика, история, культура африканских стран, история ислама), Центр ближневосточных исследований (при университете Айн-Шамс; современное политическое развитие арабских стран).

Научную работу в области А. проводят университеты стран Магриба, главным образом в городах Рабат, Касабланка, Марракеш, Оран, Тлемсен, Алжир, Константина, Тунис. В Алжире в 1975 был создан Центр антропологии, и этнографических исследований, в 1973 — Национальный центр исторических исследований. При Тунисском университете действует Центр экономических и социальных исследований, в котором изучаются проблемы развития стран Магриба. Образованный в 1957 под эгидой Министерства культуры Национальный институт археологии и искусства Туниса является центром исследований в области истории, археологии, архитектуры, искусства стран Магриба. В Марокко основаны центры А.: Институт арабизации, Центр арабизации и Университет имени Мухаммеда V; в Ливии: Университет Гаръюнис, Институт национальной борьбы. Проводится научная работа по систематизации архивных фондов и изданию рукописного наследия, в том числе в Институте арабских исследований и Институте арабских рукописей при ЛАГ, в мусульманском университете Карауин (Фее), университете аз-Зитуна, Институте археологии и искусств, Институте восточных языков, Институте планирования, статистики, юридических, экономических и социальной наук (Тунис), в Центре изучения ислама (Алжир). Центры арабистических исследований в Судане — Хартумский университет, в Сенегале — Институт фундаментальных исследований Чёрной Африки, а также в Нигерии.

Видную роль в развитии А. сыграли учёные стран Магриба и Судана: Х. Х. Абд аль-Ваххаб, М. Буайяд, А. Беллаль, А. Бен Брахим, М. Бен Шенеб, О. аль-Каак, М. Каддаш, А. Ларуи, М. Лахбаби, А. Т. аль-Мадани, Б. Саадаллах, М. Сахли, М. аль-Фаси, М. Шибейка, Ю. Ф. Хасан, А. ат-Тайиб и др. Важными центрами исследований являются также Дамаск, Бейрут, Багдад, Кувейт, Басра, Эр-Рияд, Хайдарабад.

В России А. зародилась в начале XIX в. Большую роль в становлении и развитии русской А. сыграли Б. А. Дорн, Х. Д. Френ, А. К. Казем-Бек, О. И. Сенковский, А. В. Болдырев, А. Я. Гаркави, П. С. Савельев, шейх Тантави, В. Ф. Гиргас, В. Р. Розен, В. Г. Тизенгаузен, Н. А. Медников, А. А. Васильев, А. Э. Шмидт, Д. А. Хвольсон и др. Объектами исследования были в тот период политическая история арабского средневековья и учение ислама. Современностью интересовались в основном путешественники, реже исследователи (А. В. Елисеев, П. А. Чихачёв). Сохраняют своё значение для А. труды русских путешественников А. Н. Муравьёва, А. С. Норова, А. А. Рафаловича и др.

Советская А.. продолжила лучшие традиции западноевропейской и отечественной А. У её истоков стояли В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский, А. Е. Крымский, основоположники систематического изучения новой и новейшей литературы. Учёными СССР было положено начало изучению проблем А. с марксистских позиций. Выделились 4 основных направления: историческое, экономическое, литературоведческое и языковедческое. Объектом исследования стали проблемы экономики, социологии, новой и новейшей истории арабских стран. До наших дней сохранили своё значение вышедшие в 1925 работы М. В. Фрунзе «Европейские цивилизаторы и Марокко», Ф. А. Ротштейна «Захват и закабаление Египта».

Средневековая история арабов Африки освещена в трудах Е. А. Беляева, М. В. Чуракова (проблемы социально-этнического развития и ислама в Магрибе), Н. А. Иванова (история племён Магриба), С. М. Бациевой (историко-социологическая теория Ибн Хальдуна), Т. А. Шумовского (история географических знаний), А. В. Сагадеева (средневековая арабская философия), Л. А. Семёновой (история средневекового Египта), Ю. М. Кобищанова (история древнего и средневекового Судана). Советские арабисты продолжили традицию издания и переводов арабских памятников средневековья (Л. Е. Куббель, В. В. Матвеев, М. А. Салье, А. П. Ковалевский, Шумовский, П. Г. Булгаков, П. А. Грязневич, А. Б. Халидов, У. И. Каримов и др.), исследования арабской нумизматики, эпиграфики (В. А. Крачковская). Африканским диалектам арабского языка посвящены работы Г. Ш. Шарбатова, Ю. Н. Завадовского, Э. Н. Мишкурова, С. Х. Кямилева. Арабистами-литературоведами созданы труды по классической арабской литературе (Б. Я. Шидфар, А. Б. Куделин, М. С. Киктев, М. Махмудов, И. М. Фильштинский) и истории новых арабских литератур (А. А. Долинина, А. Б. Халидов, В. Н. Кирпиченко, Н. И. Усманов, И. В. Тимофеев, Э. К. Ализаде, В. М. Борисов, М. Акбарова, Р. М. Пашаева, К. О. Юнусов, О. Б. Фролова, А. А. Силагадзе, Р. Ходжаева, В. М. Гулизаде, В. И. Соловьёв и др.). Литературы Магриба изучают Ф. А. Асадуллин, Н. С. Фетисова и А. З. Налибаев (ливийская литература), Н. Абдолова и А. Б. Дербисалиев (марокканская литература), О. Н. Дёмкина, В. С. Скоробогатов (алжирская литература). Завадовский опубликовал краткие очерки арабских диалектов стран Магриба. В монографиях И. Д. Никифоровой, С. В. Прожогиной, Г. Я. Джугашвили анализируется франкоязычная литература арабов.

В области новой истории арабских стран Африки получили известность труды В. Б. Луцкого, Н. А. Иванова; по истории Египта — работы Х. И. Кильберг, Г. А. Нерсесова, Ф. М. Ацамбы, А. М. Голдобина и З. И. Левина; по истории Судана — работы С. Р. Смирнова; по истории Алжира — работы Р. Г. Ланды, Н. Г. Хмелёвой; по истории Ливии — работы Н. И. Прошина.

Особое внимание советская А. уделяет изучению проблем новейшей истории, экономики, культуры, общественной мысли арабских стран. Опубликованы труды, посвящённые социально-политическому развитию, культуре Египта, И. П. Беляева и Е. М. Примакова, Л. А. Фридмана, Б. Г. Сейраняна, А. М. Васильева, Ш. Н. Курдгелашвили, В. С. Кошелева, О. Ш. Каджая и других, работы Н. И. Ворончаниной, Г. И. Бочкарёва, А. Г. Бакланова, В. В. Черновской, С. Н. Волкова, Г. С. Кондратьева, А. М. Траскуновой, Ю. В. Потёмкина, И. А. Егорова, А. Н. Кухарева, Л. П. Зудиной, М. Ф. Видясовой, В. И. Максименко, И. К. Смирнова и других, в которых исследуются проблемы формирования, структуры, положения рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, национальной буржуазии арабских стран, работы Р. Н. Андреасяна, Н. А. Аршаруни, А. Г. Вирабова, В. И. Гусарова, Н. А. Длина, А. А. Кууза, Г. Н. Уткина, М. Ф. Гатауллина, А. А. Сорокина, В. Фатиса, А. О. Филоника и других по проблемам экономики и экономической географии арабских стран. Истории национально-освободительного движения в арабских странах Африки посвящены труды Ю. С. Грядунова, Д. Р. Вобликова (о Судане), Н. А. Иванова (о Тунисе), Н. С. Луцкой (о Марокко), Р. Г. Ланды (об Алжире), Н. И. Прошина (о Ливии) и др. В последние годы советский А. уделяет возрастающее внимание проблемам развития стран социалистической ориентации, национально-освободительному движению, ближневосточному конфликту, роли ислама, вопросам идейно-политического развития: труды Е. М. Примакова, Г. И. Мирского, А. В. Малашенко, Л. И. Медведко и др.

Научные исследования в области А. ведутся в Институте востоковедения в Москве и его ленинградском отделении, специализирующемся в основном на изучении древней и средневековой истории и памятников письменности Востока, Институте Африки, институтах мировой литературы, философии, этнографии, языкознания АН СССР, в востоковедческих институтах АН Азербайджана, Грузии, Армении, Таджикистана, Узбекистана. Изучение проблем А. и подготовка арабистов проводится в Институте стран Азии и Африки при МГУ, в ЛГУ, в университетах Баку, Ташкента, Тбилиси, Душанбе, Еревана, Алма-Аты, Казани.

Основные издания в странах Западной Европы, США, Ближнего Востока и Африки, в которых освещаются вопросы А.: «Journal Asiatique» (P., 1822—); «Revue des études islamiques» (там же, 1927—52); «Arabica» (Leiden—P., 1954—); «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland» (L, 1834—); «Bulletin of the School of Oriental and African Studies» (там же, 1917—); «Revue Africaine» (Alger, 1856—1962); «Revue d’histoire et de civilisation du Maghreb» (там же, 1966—); «Majallat Et-Tarikh» (там же, 1975—); «Mitteilungen des Seminars für orientalische Sprachen. Westasiatische Studien» (В., 1898—1938); «Journal of the American Oriental Society» (New Haven, 1902—); «Le monde oriental» (Uppsala, 1906—32); «Rocznik orientalistyczny» (Warsz., 1914—); «Маджаллат аль-Маджма аль-ильми аль-араби» (Журнал Арабской АН; Дамаск, 1921—); «IBLA. Revue de l’Institut des Belles Lettres Arabes» (Tunis, 1938—); «The Middle East Journal» (Wash., 1946—); «Nový orient» (Praha, 1946—); «Revue de l’Institut des manuscrits arabes» (Le Caire, 1955—); «Journal of Economic and Social History of the Orient» (Leiden, 1957—); «Journal of Asian and African Studies» (там же, 1966—); «Journal of Arabic Literature» (там же, 1970—).

В СССР проблемы А. освещаются в журналах «Народы Азии и Африки», «Азия и Африка сегодня», в издании «Палестинский сборник» и некоторых других периодических изданиях.

Литература:
Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России, 2 изд., Л., 1925;
Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики, Избр. соч., т. 5, М—Л., 1958;
Шарбатов Г. Ш., Арабистика в СССР (1917—1959). Филология, М., 1959;
его же (Sharbatov G. Sh.), Arabic studies, Moscow, 1967;
Лунин Б. В., Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане, Таш., 1958;
Востоковедение в Ленинградском университете, «Ученый записки ЛГУ. Серия востоковедческих наук», 1960, № 296, в. 13;
Смилянская И. М., Изучение в Советском Союзе истории арабских стран нового времени, «Народы Азии и Африки», 1968, № 3;
ее же (Smilyanskaya), History and economy of the Arab countries, Moscow, 1967;
Ирисов А., Тошкентда арабшунослик, Тошкент, 1964;
Данциг Б. М., Изучение Ближнего Востока в России, М., 1968;
Милибанд С. Д., Биобиблиографический словарь советских востоковедов, М., 1975;
Dugat G., Histoire des orientalistes de l’Europe du XII-e au XIX-e siécle, t. 1—2, P., 1868—70;
Lewis В., British contributions to Arabic studies, L., [1941];
Arberry A. J., British orientalists, L., 1943;
Rosenthal F., A history of Muslim historiography, Leiden, 1952;
Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955;
Arabiya, langue et littérature arabes, Encyclopédie de l’lslam, nouv. ed., t. 1, Leiden, 1957;
Sauvaget J., Introduction à l’histoire de l’Orient musulman; éléments de bibliographic, P., 1961;
Historians of the Middle East, ed. by B. Lewis and P. Holt, L., 1962.

Р. Г. Ланда, В. В. Наумкин, Г. Ш. Шарбатов.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "арабистика" в других словарях:

  • арабистика — семитология, арамеистика Словарь русских синонимов. арабистика сущ., кол во синонимов: 3 • лингвистика (73) • …   Словарь синонимов

  • АРАБИСТИКА — совокупность научных дисциплин, изучающих историю, язык и культуру арабских народов …   Большой Энциклопедический словарь

  • АРАБИСТИКА — АРАБИСТИКА, и, жен. Совокупность наук о языке, культуре и истории арабов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • арабистика — и, ж. ? arabiste m? Совокупность научных дисциплин, изучающих язык, письменность, культуру арабских народов. БАС 2. Гибель русской научной школы арабистики в случае высылки профессора академика И. Ю. Крачковского вполне ясна востоковедам. 25. 11 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Арабистика — Арабистика  совокупность научных дисциплин, изучающих арабский литературный язык и его разговорные диалекты, литературу, а также историю, экономику, культуру, искусство, религию, философию, этнографию, памятники материальной и духовной… …   Википедия

  • Арабистика — Арабистика  область семитологии, комплекс филологических дисциплин, изучающих материальную и духовную культуру арабских народов в её связи с языком; в более узком смысле  раздел языкознания, изучающий структуру, функционирование и развитие… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • Арабистика —         комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, экономику, язык и культуру арабских народов. Термин «А.» возник в Европе в новое время. Первыми важнейшими источниками для А. были многочисленные сочинения арабоязычных авторов, содержащие… …   Большая советская энциклопедия

  • АРАБИСТИКА — комплекс гуманитарных наук, изучающих обществ. жизнь араб. стран и народов в ее многообразных проявлениях. К А. в узком смысле слова относится изучение истории, языка и лит ры араб. народов. Термин А. возник в Европе в новое время и применялся в… …   Советская историческая энциклопедия

  • арабистика — и; ж. Совокупность наук, изучающих язык, письменность, культуру и историю арабских народов. * * * арабистика совокупность научных дисциплин, изучающих историю, язык и культуру арабских народов. * * * АРАБИСТИКА АРАБИСТИКА, совокупность научных… …   Энциклопедический словарь

  • Арабистика — наука, изучающая цивилизацию, инструментом к рой является арабский яз. (в б. узком смысле араб. филология). Складывалась в России в течение 1 й пол. 19 в., начиная с учреждения Ун тетским уставом 1804 кафедр восточ. яз. Первые проф. приглашены из …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»