- сахарские языки
саха́рские языки́, группа нилосахарских языков. Распространены в Западном и Центральном Судане, в районах, примыкающих к озеру Чад (Северо-Восточная Нигерия, Нигер, Чад, Камерун) и в центральных областях Сахары.
С. я. включают четыре языковые единства: канури (язык канури и близкий ему язык канембу), теда, загава, берти. Группа теда делится на северную и южную подгруппы. Согласно одной традиции (преимущественно во французских работах по африканистике), северную подгруппу, а также всю группу в целом принято называть теда (иначе туда, тода), южную даза; по другой традиции, введённой И. Лукасом, теда (туда) используется для обозначения только северных языков, южные языки и вся группа в целом именуются тубу (иначе, тебу, тибу), даза в этом случае обозначает только одну из групп южных диалектов. В группу загава включаются язык загава и близкий ему язык (или диалект) бидейат. По классификации Дж. Гринберга, С. я. делятся на три группы: 1) канури, канембу; 2) теда, даза; 3) загава, берти. А. Такер и М. Брайан объединяют канури и теда в одну западную группу, противопоставляя её восточной, включающей загава и берти.
Вокализм С. я. включает от шести (канури) до девяти (теда) гласных. Существенное значение принадлежит тоновым оппозициям, имеющим как лексическое, так и грамматическое значение. В системе консонантизма противопоставлены билабиальный и лабиодентальный глухой фрикативный, одноударный и многоударный r; в загава различаются дентальные и альвеолярные смычные (глухой и звонкий). Отсутствуют типичные для многих африканских языков имплозивные и эйективные согласные.
Именные и глагольные основы преимущественно односложны. Категории грамматического рода и именных согласовав классов отсутствуют. Глаголы делятся на три морфологических класса, имеется сложная система производных глагольных основ. Обычный порядок слов в предложении для всех С. я. «субъект объект предикат», но возможен и другой: «объект субъект предикат».
Развитой письменной традицией обладают лишь языки канури и канембу.
Среди С. я. наиболее хорошо изучены языки канури и теда, сделавшиеся объектом лингвистического изучения с середины XIX в., когда Г. Барт впервые указал на их родство. В конце 30-х гг. XX в. Лукас объединил в одну группу с канури и теда распространённые к востоку от них языки загава и берти. Эта группа, названная восточно-сахарской, рассматривалась как самостоятельное генетическое образование. В первоначальном варианте классификации Гринберга она также рассматривалась как самостоятельная под названием центрально-сахарской; позднее Гринберг включил её под названием сахарской в состав впервые предложенной им нилосахарской семьи языков.
Литература:
Lukas J., A study of the Kanuri language, Grammar and vocabulary, L., 1937;
Его же, Die Sprache der Tubu in der zentralen Sahara, B., 1953;
Tucker A., Bryan M., Linguistic analyses. The Non-Bantu languages of North-Eastern Africa, LN.Y. Cape Town, 1966;
Greenberg J., Nilo-Saharan and Meroitic, CTL, v. 7, The Hague P., 1971.В. Я. Порхомовский.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.