- сао
са́о, археологическая культура железного века в Западном Судане (на территории современного Южного Чада, Северного Камеруна и Северо-Восточной Нигерии), V в. до н. э. XVII в н. э. Название по имени легендарного народа сао, которому устная традиция приписывает руины доисламских поселений. Открыто около 700 поселений. Они располагаются на возвышенностях вдоль берегов рек. Рядом обычно находится площадка для совершения религиозных обрядов и некрополь. Исследователи выделяют три комплекса культуры. С. I (II в. до н. э.X в. н. э.) представлена поселениями на небольших холмах без оборонительных сооружений (основана Амкунджо и Мессо). Керамика из хорошо отмоченной глины, толстостенная и тонкостенная, высокого качества сделана вручную, украшена изящным декором и обожжена на открытом огне. Много терракот, изображающих людей и животных. Встречаются изделия из железа (очень редко), меди или бронзы (главным образом статуэтки животных). Открыты погребения с захоронениями умерших в стоячем положении, а также отдельного захоронения черепов. С. II (V в. до н. э.начало XVII в. н. э.) обширные поселения на холмах (Мдага, Магира), окружены массивной земляной стеной. В некоторых поселились котоко, пришедшие в XIX в. Многочисленная керамика разнообразна по формам. Керамика ранних слоев близка и, видимо, одновременна С. I. Из глины изготовляли также ритуальные предметы: терракоты, наконечники стрел, монеты. Много орудий и оружия из железа. Многочисленны бронзовые изделия (сплав меди и олова, выплавка в технике «утраченного воска»), в основном украшения. Обнаружены погребения в стоячем положении. Исследователи считают, что С. I и С. II принадлежат родственным этническим группам, в хозяйстве которых значительное место занимали рыболовство или охота. Они заселили «страну С.» с северо-востока, принеся заимствованную из Мероэ технологию производства металлов. С. III поздний этап единой этнокультурной общности на территории «страны С.» (VIIIначало XVII вв. н. э.). С XIV в. С. вели войны против исламизированных канури, в XVI в. «страна С.» была подчинена государством Борну. Вероятно, прямые потомки С. бамум. Наиболее интересные произведения «глиняной культуры С.» относятся к VIIIX вв. Это головы и статуи, которые представляют собой либо зооморфные человеческие изображения, либо антропоморфные изображения животных; часто черты человека и животного образуют столь монолитный сплав, что их невозможно отделить друг от друга. Большая часть терракотовых голов, небольших по размерам, имеет форму яйца, диска, овала или прямоугольника в схематичной декоративной манере. Нос, огромный, гротескно выполненный рот, занимающий большую часть лица, глаза в виде кофейных зёрен как бы наложены на плоскую или слегка выпуклую пластину, лба почти нет. Тот же принцип в построении головы характерен и для более поздней скульптуры С. (конец X в.) крупных поколенных статуй «обожествлённых предков» и «замаскированных танцовщиц». Несмотря на примитивную моделировку, фигуры отличаются высокой экспрессивностью. Встречаются также небольшие фигурки животных и другие художественные изделия.
Литература:
Мириманов В. Б., Культура Сао, в кн.: Искусство народов Африки, М., 1975;
Его же, Древняя скульптура Тропической Африки, в кн.: Советское искусствознание 81, в. 1, М., 1982;Griaule M., Les Saô légendaires, P., 1943;
Lebeuf J.-P., Masson Detourbet A., Lart ancien du Tchad, «Cahiers dart», 1951, année 26, p. 726;
Их же; La civilisation du Tchad, P., 1950;
Lebeuf J.-P., Archéologie tchadienne, P., 1962;
Его же, Essai de chronologie Sao, «Etudes el documents tchadiens», Fort-Lamy, 1966;
Его же, Carte archéologique des abords du lac Tchad. (Cameroun, Nigeria, Tchad), [t. 12], P., 1969.С. Я. Берзина, В. Б. Мириманов.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.