национальный вопрос


национальный вопрос

национа́льный вопро́с в Африке. Н. в. стоит остро в большинстве африканских государств и его нерешённость оказывает существенное влияние как на внутриполитическую жизнь, так и на осуществление различных мероприятий социального, экономического и культурного характера. Решение Н. в. означает освобождение угнетённых народов от ига империализма; ликвидацию национального гнёта во всех его формах, дискриминации на основе этнического происхождения, национального неравенства; решение межнациональных отношений на основе принципа самоопределения; установление между всеми народами отношений подлинного равноправия, дружбы и братского сотрудничества; достижение фактического равенства в уровне социально-экономического развития и др.

В ряде стран в периоды кризисных ситуаций этнический момент приобретал доминирующее значение. Обострение межэтнических отношений между игбо и хауса в Нигерии, лунда, луба и конго в Заире, ачоли, ланго и ганда в Уганде, тубу и сэра в Чаде, динка, нуэр, шиллук и арабами в Судане, хуту и тутси в Руанде и Бурунди приводило к открытым конфликтам.

Сложность этнолингвистической структуры в условиях экономической и культурной отсталости и нерешённости социально-экономических проблем, многоукладности экономики, сохранения большого числа традиционных институтов приводит к тому, что этнический фактор осложняет решение Н. в., процессы национальной интеграции и консолидации.

Значение роли этнического фактора возрастает из-за проводимой империалистическими державами и внутренней реакцией политики натравливания одних народов на другие, разжигания межэтнических конфликтов, поддержки сепаратистских движений, акцентирования существующего несоответствия политических и этнических границ.

Основной причиной этнических противоречий и конфликтов остается нерешённость социально-экономических проблем. Социальные конфликты, недовольство широких масс эксплуатацией, коррупцией, взяточничеством нередко выливаются во вражду к определённой этнической группе, принимают форму межплеменной или национальной вражды.

Истоки напряженных этнических отношений уходят в глубь истории. В некоторых странах (Гана, Того, Бенин, Нигерия и др.) прибрежные народы выступали посредниками в работорговле, захватывая представителей различных племён во внутренних районах и поставляя их европейцам. У народов, создавших некогда высокоразвитые государства, до сих пор сохраняется сознание превосходства над теми этническими группами, которые в прошлом подчинялись правителю их государства. Негативный отпечаток на отношения между разными народами накладывают широко бытующие, исторически сложившиеся этнические стереотипы, а также этнические предрассудки и предубеждения. Они порождают недружелюбие к людям другой национальности, содействуют возникновению трений между этническими группами и активно способствуют сохранению обособленности национальных меньшинств. Значительное влияние на этнические проблемы в африканских государствах оказала политика, проводившаяся колонизаторами до завоевания африканскими странами независимости. Политика косвенного управления (см. в ст. Системы колониального управления) в бывших английских владениях способствовала консервации родоплеменного сепаратизма, вылившегося в дальнейшем в национализм. Примером могут служить националистические настроения у ашанти в Гане, у ганда в Уганде и т. д. Политика ассимиляции, проводившаяся в бывших французских владениях, вызвала обострённое отношение к проблеме родных языков и культуры, что, несомненно, оказывает влияние и на политику в условиях независимости.

На отношениях между народами сказывается ныне неравномерность их социально-экономического развития. Так, в колониальный период французская администрация использовала в качестве своих представителей более грамотных фульбе, направляя их в отсталые районы, населенные народами герзе, тома, кониаги, бассари. Английские колониальные власти направляли ганда в качестве наместников областей в Уганде, а представителей игбо использовали на административной работе в Северной Нигерии среди хауса, фульбе и других народов. В силу этого среди герзе, тома и других народов бытовали представления о фульбе, а среди ланго, ачоли и других — о ганда как о прислужниках колонизаторов. Неравномерность социально-экономического развития привела также к тому, что растущая буржуазия эве или фанти, например в Гане, активно стремится к власти. В то же время феодалы ашанти в Гане или родоплеменная верхушка туарегов в Мали, феодальные круги бывших королевств Буганда, Анколе, Торо в Уганде пытаются сохранить свои давние привилегии. И в том и другом случае в борьбе используются такие методы, как разжигание националистических настроений и межэтническая и религиозная вражда.

В некоторых странах на межэтнические отношения оказывают влияние сохраняющиеся традиционные структуры — касты, институт домашнего рабства, этническая стратификация, отношение к определённым видам ремёсел как к презираемым профессиям.

В ряде стран обостряют этническую (и внутриполитическую) ситуацию сепаратистские тенденции некоторых этнических групп, инспирируемые внутренними или внешними силами (эве, лози, конго, фульбе в Гвинее).

Немалое значение для межэтнических отношений имеют религиозные различия. С одной стороны, сохранение многообразных традиционных верований и культов способствует изоляции и некоторому отчуждению народов. С другой стороны, существование разных религий — ислама, христианства, синкретических религий, сект и т. д. — в большой степени влияет на взаимоотношения различных этносов. Этноконфессиональные противоречия осложняют внутриполитическую ситуацию в Чаде, Нигерии, Мавритании, Судане, Эфиопии и других странах. Определённые политические круги пытаются использовать сложившееся еще в колониальный период несоответствие этнических и политических границ и стремление народов к воссоединению (эве, сомали, конго), инспирируя националистические настроения. Попытка реализации лозунга воссоединения народов, разъединенных границами, приводит в первую очередь к осложнениям между суверенными африканскими государствами и ухудшению взаимных отношений и конфликтам между различными этническими группами.

В ходе развития независимых африканских государств недооценка или даже игнорирование Н. в. сменились признанием его существенной роли в социально-экономическом развитии страны. Наметилась тенденция не только к научно обоснованному подходу в решении этнических проблем, но и к поэтапному их решению, разработке в ряде случаев долгосрочных и краткосрочных программ развития, выработке языковой политики и т. д. Основные принципы решения этнических проблем закреплены в конституциях африканских государств. В них провозглашается равенство всех народов в рамках политических границ, запрещение расовой и этнической дискриминации. В документах правящих партий африканских государств определены как принципы решения этнических проблем, так и основные задачи в области национальных отношений. Особо большое значение необходимости решения Н. в. придается в странах социалистической ориентации. В Эфиопии Временный военный административный совет (ВВАС) в первые же дни после прихода к власти заявил о равенстве всех граждан независимо от этнической принадлежности и вероисповедания. Провозглашённая ВВАС в апреле 1976 «Программа национально-демократической революции в Эфиопии» предусматривала решение Н. в. на основе полного равенства, самоопределения и региональной автономии.

Предпринимаются шаги для решения языковой проблемы. В Кении, Танзании, Уганде, Эфиопии, Бурунди, Сомали местные языки провозглашены в качестве официальных языков. В ряде стран учитываются интересы этнических меньшинств при разработке принципов административно-территориального устройства государства. Особенно серьёзное внимание уделяется смягчению роли этнического фактора в политической жизни в странах социалистической ориентации. Усиливается воспитательная работа по формированию национального самосознания и патриотизма. Проводится кадровая политика, предусматривающая ликвидацию доминирующего положения той или иной этнической группы в органах государственного управления, оказывается помощь отсталым народам в подготовке национальных кадров. Разрабатываются и начинают претворяться в жизнь программы ликвидации неравенства в уровне развития отдельных народов.

Активизация процессов классообразования, обострение социальных и этнических противоречий в связи с необходимостью решения задач социально-экономического переустройства общества неизбежно приводят к размежеванию носителей идеи национальной интеграции. Её содержание всё больше определяется и будет определяться соотношением классовых сил внутри государства.

Сторонники концепции единой нации утверждают, что в рамках государственно-политических границ может существовать только одна нация, вобравшая в себя многочисленные этнические группы страны. В некоторых странах запрещается употреблять этнонимы. Отождествление нации и государства, сыгравшее определённую роль в сплочении разных этнических групп в период борьбы за политическую независимость, на новом этапе, когда необходимо решать внутренние экономические и социальные проблемы, приводит в ряде случаев к осложнению межэтнических отношений. Национальная интеграция успешно осуществляется при условии комплексного решения различных аспектов Н. в. на демократической основе. Оно предполагает последовательное проведение принципа фактического равноправия, предоставление различных форм автономии (с учётом исторического и политического развития) на максимально демократической основе, решение государственного устройства с учётом интересов этнических меньшинств, подготовку национальных кадров, большую воспитательную работу по формированию национального самосознания и патриотизма, решение языковой проблемы и т. д. Важную роль для ускорения национальной интеграции играет культура, складывающаяся в рамках существующих политических границ на основе многообразия культур отдельных этносов.

Национальная политика также теснейшим образом связана с характером и уровнем развития этнических процессов. Она зависит от того, формируется ли в рамках государственных границ одна этносоциальная общность, которая со временем может превратиться в нацию, или несколько таких общностей.

Последовательное проведение в жизнь принципа территориальной целостности, записанного в Уставе ОАЕ, и разрешение пограничных споров путём мирных переговоров, усиление существующей тенденции экономического и культурного сотрудничества между суверенными африканскими государствами, осуществление социально-экономических преобразований внутри каждого государства, — все это является факторами, ослабляющими действие отрицательных явлений, которые вытекают из несоответствия этнических и политических границ.

В ряде африканских государств остро стоит проблема самоопределения. В течение долгих лет за воссоединение в едином государстве боролись эве. Лозунг создания своего государства выдвигали конго, живущие в Заире, Конго, Габоне и Анголе. В Гане накануне провозглашения независимости феодалы ашанти требовали создания государства Ашанти. В Конго (Киншаса, ныне Заир) в 1960 о своём отделении заявила Катанга, что нанесло огромный урон единству национальных сил и ослабило национально-освободительную борьбу против империализма и неоколониализма. Вынашивались планы создания независимого государства туарегов, живущих в ряде стран Западной и Северной Африки. В Нигерии в 1967 г. об отделении от федерации и создании Биафры объявили политические деятели игбо в Восточной Нигерии. В Чаде выдвигалась идея раздела государства на северное и южное. С одной стороны, эти движения, тесно связанные с этническими процессами, свидетельствуют о возросшем национальном самосознании. Границы, созданные колонизаторами и рассекшие единые этнические образования, стали тормозом на пути национальной консолидации. С другой стороны, стремление к отделению и созданию собственных государств объясняется мотивами политического порядка, когда лозунг самоопределения используется национальной буржуазией или феодальными кругами.

Принцип самоопределения народов имеет существенное значение для решения Н. в. в рамках национальных государств. Право на самоопределение, на самостоятельное решение своей судьбы имеет любой народ, независимо от его численности, уровня этнического и социально-экономического развития. Однако отделение или автономизация в каждом конкретном случае не всегда политически целесообразно и соответствует реальным интересам того или иного народа. Раздробление Африки на множество мелких и слабых в экономическом отношении государств уже сейчас оказывается значительным тормозом в её социально-экономическом развитии.

Решение различных аспектов Н. в. в африканских государствах находится в начальной стадии. Многие планы и программы остаются нереализованными. Сохранение архаичных институтов прошлого, в частности племенной организации, норм племенной морали, каст, патриархального рабства, тайных ритуально-магических обществ, особенностей культуры и быта у некоторых народов, наличие множества религиозных верований и культов, осложняет проведение национальной политики, направленной на сплочение различных народов. В современный период исторического развития африканских государств речь может идти лишь о создании социально-экономических и политических условий для решения Н. в., определении общей стратегической линии в разработке конкретных форм и методов её претворения в жизнь.

Литература:
Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, Сб., М., 1956;
Исмагилова Р. Н., Этнические проблемы современной Тропической Африки, М., 1973;
её же, Национальный вопрос и национальная политика, в кн.: Африка: проблемы социалистической ориентации, М., 1976;
её же, Соотношение национальных и социальных факторов в освободившихся странах, в кн.: Социальные сдвиги в независимых странах Африки, М., 1977;
её же, Этнические проблемы и национальная политика, в кн.: Общество и государство в Тропической Африке, М. 1980;
Старушенко Г. Б., Нация и государство в освобождающихся странах, М., 1967.

Р. Н. Исмагилова.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Смотреть что такое "национальный вопрос" в других словарях:

  • Национальный вопрос — вопрос о взаимоотношениях (экономических, территориальных, политических, государственно правовых, культурных и языковых) между нациями, национальными группами и народностями, вопрос о причинах возникновения противоре­чий между ними. Выделяются… …   Политология. Словарь.

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС —         овокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отношений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ. экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и… …   Философская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различные исторические эпохи …   Большой Энциклопедический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями (см. НАЦИЯ), национальными группами и народностями (см. НАРОДНОСТЬ) в различные исторические эпохи …   Энциклопедический словарь

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — англ. national problems/question; нем. nationale Frage. 1. Комплекс специфических проблем, связанных с нац. гнетом и неравенством и их ликвидацией. 2. Проблемы полит., экон., территориальных, правовых, идеол. и культ, отношений между нациями,… …   Энциклопедия социологии

  • Национальный вопрос —         совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между Нациями, национальными группами и народностями (См. Народность) в различных общественно экономических формациях. В… …   Большая советская энциклопедия

  • НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — совокупность политич., эконрмич., правовых, идеологич. и др. проблем, возникающих в ходе борьбы наций, народов за свою независимость, за благоприятные внутригос. и междунар. условия дальнейшего развития, а также в процессе установления… …   Советская историческая энциклопедия

  • Национальный вопрос —   Публицистическое выражение, используемое для обозначения круга проблем, связанных с отношениями между национальностями (нациями, народностями, этническими группами и т. д.), взаимодействующими, как правило, в рамках единого многонационального… …   Словарь социолингвистических терминов

  • национальный вопрос — Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующими в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Национальный вопрос —    Обозначение в публицистике круга проблем, связанных с отношениями между нациями, народностями, этническими группами и т.п., взаимодействующих в рамках многонационального государства в социально экономической сфере, сферах культуры, языка, в… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Книги

Другие книги по запросу «национальный вопрос» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.