- мусульманское право
мусульма́нское пра́во (шариат, фикх). М. п. возникло вместе с появлением ислама как монотеистической религии и становлением мусульманского государства халифата. Окончательно сложилось в VIIX вв. В широком смысле М. п. включает как чисто религиозные (прежде всего культовые), так и правовые нормы. В юридическом значении к М. п. могут быть отнесены лишь собственно правовые нормы, то есть нормы, не только основанные на мусульманской религии, но и в той или иной степени поддерживаемые и санкционируемые государством. Традиционно роль основного источника М. п. играла доктрина, то есть труды наиболее авторитетных мусульманских правоведов школ суннитского (ханифмтская, шафиитская, маликитская, ханбалитская школы) и шиитского (джафаритская, исмаилитская, зейдитская школы) направлений в исламе. Правотворчество государства заключалось в санкционировании и придании обязательной силы выводам, положениям доктрины путём назначения мусульманских судей, возложения на них обязанности решать дела на основании норм определенного толка (в зависимости от того, какого толка придерживались правящие круги и большинство населения той или иной страны, местности или даже города).
В результате арабских завоеваний в VIIVIII вв. М. п. утвердилось в Северной Африке; в XIXVI вв. оно было воспринято рядом государств и государственных образований Западной Африки, где ислам стал официальной религией, а затем заняло центральное место в правовых системах государств, сложившихся в Восточной Африке. В тех районах Африки (в основном в Центральной и Южной Африке), где исламу не принадлежали господствующие позиции, но имелись довольно значительные общины его приверженцев, М. п. стало правовым регулятором широкого круга отношений между мусульманами.
До середины XIX в. М. п. занимало ведущее место в правовых системах арабских стран Северной Африки. Оно применялось главным образом мусульманскими (шариатскими) судами, составлявшими основу судебных систем этих стран. Организация самих мусульманских судов и процессуальные формы их деятельности также регулировались М. п. Во второй половине XIX в. положение М. п. существенно изменилось. Например, в Египте была проведена реформа правовой системы, которая объективно обусловлена, с одной стороны, развитием капиталистических отношений, предоставлением определённых экономических и политических прав нарождавшейся местной буржуазии, а с другой экспансией и укреплением позиций иностранного капитала, политическим и идеологическим влиянием буржуазных государств, главным образом Западной Европы, на социальное развитие страны. Было издано несколько важнейших законов, в том числе кодексов по основным отраслям права (гражданского, уголовного, торгового, торгово-морского, гражданско- и уголовно-процессуальных) для смешанных и национальных судов (1875, 1883). Эти кодексы были заимствованы из западноевропейских законодательных актов (главным образом французских). Реформа сузила сферу действия М. п. в Египте, где оно свелось в основном к регулированию отношений личного статуса мусульман (брачно-семейные отношения, завещание, наследование, опека, попечительство) и правового положения вакуфного, то есть частично изъятого из гражданского оборота и предназначенного для использования в благотворительных (религиозных) целях имущества. Аналогичные реформы были проведены в Ливии, Алжире, Тунисе и Марокко.
В странах Тропической Африки М. п. в средние века действовало в более узких масштабах; оно применялось вне сферы брачно-семейных отношений лишь там, где правители или большинство населения приняли ислам. В большинстве районов Западной и Центральной Африки распространение ислама также не привело к адекватному утверждению М. п., поскольку местное население придерживалось прежде всего догматичной и культовой сторон новой для них религии, а восприятие её нормативно-правовых предписаний было неполным.
Степень влияния норм М. п. зависела от уровня общественного развития того или иного народа. При более низком уровне в значительной мере сохранялось действие норм местного обычного права, которое ограничивало, а иногда и полностью исключало применение ряда институтов и норм М. п. Таким образом, во многих странах Африки по существу не применялись нормы мусульманского земельного и уголовного права, ограничено было действие мусульманского наследственного права. Во многих случаях существовала определенная интеграция мусульманского и обычного права: например, мусульманские суды действовали, как правило, в городах, а в сельской местности нормы шариата старейшинами общин использовались наряду с правовыми обычаями.
В отдельных районах Восточной Африки проникновение ислама привело к симбиозу африканской и арабской (мусульманской) культур (её частью стала система права суахилийской культуры в Танзании), мусульманское и местное обычное право часто действовали параллельно. Лишь в Занзибаре, на Коморских островах и в Северной Нигерии, где подавляющее большинство населения исповедовало ислам, М. п. заняло центральное место в правовой системе.
В современную эпоху наиболее прочны позиции М. п. в арабских странах Северной Африки (Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко), а также в ряде стран Западной, Тропической, Восточной Африки и на отдельных островах Индийского океана (в Мавритании, Судане, Сомали, Джибути и др.). В ряде стран (Египет, Алжир, Тунис и др.) конституциями предусмотрено, что главой государства может быть только мусульманин; конституции отдельных стран (Египет, Алжир, Судан и др.) объявляют М. п. или его принципы основным источником законодательства. Эти конституционные положения практически реализуются в других отраслях права и в судопроизводстве. Так, М. п. прежде всего регулирует отношения личного статуса мусульман, а иногда (например, в Египте) частично и немусульман (например, по вопросам наследования). В других отраслях мусульманское право не действует столь универсально. В Алжире, Египте, Ливии некоторые нормы М. п. закреплены в законах. Так, гражданские кодексы этих стран включают нормы мусульманско-правового происхождения о злоупотреблении правом, аренде сельскохозяйственной и вакуфной земли, переводе долга, беспроцентном займе и др.; в них допускается субсидиарное применение мусульманского права в случаях, не урегулированных законом. Заметную роль в гражданском праве указанных стран, в частности в вопросах, связанных с правом собственности на недвижимость, играют нормы М. п. о режиме вакуфного имущества, которые иногда (например, в Египте) облечены в форму закона. Имеются случаи закрепления в законе уголовной ответственности мусульман за нарушение отдельных мусульманско-правовых запретов (например, в уголовном кодексе Марокко установлены санкции за несоблюдение поста во время рамадана).
В 7080-х гг. в Ливии, Мавритании и Судане наблюдалась тенденция к заметному расширению сферы действия М. п. Так, в 1971 в Ливии было принято решение о приведении действующего законодательства в соответствие с М. п., установлено., что все вновь принимаемые законы должны основываться на М. п. В 1972 были введены в действие законы о закяте (налоге на состоятельных мусульман в пользу нуждающихся), запрете процентных займов между частными лицами, о наказании за кражу и разбой, основанные на положениях М. п. В Мавритании в 1980 было объявлено о намерении использовать М. п. в качестве основного источника законодательства, был создан специальный мусульманский суд. Стремление к законодательному закреплению норм М. п. наблюдается в Египте; в 1980 в конституцию была внесена поправка, предусматривающая, что само М. п. (а не только его принципы) является главным источником законодательства. Возможность применения норм М. п. в принципе допускается действующим уголовным кодексом Египта.
В большинстве стран Северной Африки нормы М. п. по вопросам личного статуса и вакуфного имущества применяются специальными мусульманскими судами, а нормы мусульманского уголовного права и общими судами. В Египте, Алжире и Тунисе мусульманские суды ликвидированы и при рассмотрении вопросов личного статуса общие суды применяют нормы М. п.
Правовые системы других государств Африки не испытывают заметного влияния М. п. однако в некоторых странах Западной Центральной и Восточной Африки оно применяется для регулирования прежде всего вопросов личного статуса и некоторых видов гражданско-правовых отношений среди мусульман, нормы М. п. включены в семейное и наследственное законодательство. Так, закон о браке и семье Танзании (1971) допускает применение норм М. п. по вопросам брака, развода, опеки, наследования и вакуфного имущества мусульман. Закон о наследственном праве Кении (1972) допускает применение норм М. п. в отдельных районах среди мусульманского населения к некоторым категориям имущества. Семейный кодекс Сомали (1972) предоставляет заинтересованным лицам возможность выбрать режим брака и формы наследования, которые регулируются нормами М. п. В Чаде и Нигере М. п. в форме доктрины маликитского толка продолжает регулировать отношения личного статуса мусульман и правовой режим вакуфного имущества.
Л. Р. Сюкияйнен.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.