- Мозамбик. Архитектура и изобразительное искусство
Резьба по дереву.
Макуа.Древнейшие памятники на территории Мозамбика — рисунки на склонах горы Вумба. Это близкие к натуре изображения антилоп, обнажённых и одетых человеческих фигур, выполненные красной краской. От периода средневековья в ряде городов сохранились остатки португальских крепостей (форт в г. Мозамбик, 1508, форт Сан-Себаштьян, на о. Мозамбик, 1508—11). В современную застройку городов вносят своеобразие сложные по композиции с криволинейными формами жилые и общественные здания архитектора А. Гуедиша (сельскохозяйственная школа в Чикумбане, колледж в Иньямбане). В народном жилище преобладает 2 типа построек. Маконде строят круглые и прямоугольные в плане дома на каркасе из жердей, оплетённые прутьями и обмазанные глиной красного или серого цвета, с 2-скатными, 4-скатными или в форме пологого купола крышами, покрытыми камышом; опирающийся на столбы свес кровли образует невысокую веранду. У машона, в западных районах страны распространены круглые каркасные глинобитные хижины со столбом посредине. Крыши конические с покрытием из соломы и тростника или чашеобразные, крытые травой, уложенной ярусами. Стены часто расписываются яркими красками (изображения животных, жанровые сцены), окна обводятся орнаментальным узором, каймой. Рядом с хижинами — зернохранилища в виде плетёных корзин на столбах. У сена встречаются прямоугольные дома на сваях. Изобразительное искусство М. представлено пластикой маконде (см. Маконде искусство). Распространены художественные ремёсла — плетение корзин и циновок из прутьев, окрашенных в чёрный и красный цвета, чаш, украшенных цветным бисером и раковинами каури. Выделываются также сосуды из тыквы — калебасы, с резным или выжженным орнаментом, керамическая посуда с выдавленным или расписным орнаментом. Высоким художественным качеством отличается декоративно-прикладное искусство суахили, особенно резьба по дереву, украшающая двери домов, мебель и т. д. Получило распространение массовое изготовление небольших фигурок людей и животных из дерева для продажи туристам.
С 1940-х гг. складывается национальная школа живописи (первая художница Бертина Лопиш). В конце 1950-х гг. образовалась группа живописцев и скульпторов, ядро которой составили В. Г. Малангатана и А. Чиссану и его ученик скульптор Н. Ланга, живописцы В. Манкеу, Машаана, Мукавели и др. Художники ориентируются на национальные художественные традиции, прежде всего на пластику маконде. Напряжённые, органически вырастающие друг из друга формы в сочетании с экспрессивным рисунком и яркими локальными цветами представляют собой основной стилеобразующий фактор современного искусства М.
Маска нгони.
Стены крепости Сан-Себаштьян на острове Мозамбик.
Жуаким Мабате.
«Бемей-колонизатор».
Резьба.
Карикатура антиколониального содержания.
Отель «Палана» в г. Мапуту.
Роспись народного дома в Бейре.
Национальный театр в Мапуту.
На переднем плане памятник Генриху Мореплавателю.
А. Чиссану.
«Мужской портрет».
1975.
Т. Матули.
«Скульптура».
Машаана.
«Натюрморт».
Бертина Лолиш.
«Фассина была моей бабушкой».
Мастерская Малан-гатаны.
«Зеленые всходы свободы».
1974.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.