Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И.

Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И.

Маркс К., Э́нгельс Ф., Ле́нин В. И. об Африке. Основоположники научного социализма внесли значительный вклад в изучение национально-колониального вопроса. Хотя большинство их публикаций по этому вопросу посвящено Азии, содержащиеся в них теоретические выводы вполне применимы к Африке. В творческом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса Африка упоминается непосредственно более 300 раз. Известно, что Маркс находился в Алжире с 20 февраля по 2 мая 1882 и отправил оттуда 16 писем (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 32—48, 237—38, 241—48, 249—52, 254—60, 262). Им была опубликована статья в южно-африканской газете (см. «Восточная война», там же, т. 10, с. 17—27). Он выступил в защиту негритянского освободительного движения в США. Маркс и Энгельс первыми сформулировали ведущие принципы комплексного рассмотрения колониальной проблемы, которое предусматривало исследование особенностей местного общества, связи между колониально экспансией и первоначальным накоплением капитала, двойственной роли колониализма, взаимозависимости национально-освободительного движения в колониях и пролетарской классовой борьбы.

В странах Тропической Африки европейцы появились в XV в. Как писал Энгельс: «Золото искали португальцы на африканском берегу…, золото — вот чего первым делом требовал белый, как только он ступал на вновь открытый берег» («О разложении феодализма и возникновении национальных государств», там же, т. 21, с. 408). «…Превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих» стало неотъемлемой частью процесса, который Маркс охарактеризовал как «…утреннюю зарю капиталистической эры производства» («Капитал», там же, т. 23, с. 760). Работорговля приобрела огромный размах и приносила баснословные барыши. «Ливерпуль, — писал Маркс, — вырос на торговле рабами. Последняя является его методом первоначального накопления» (там же, с. 769). Подневольный труд африканцев стал основой богатства американских плантаторов, которые, по словам Маркса, считали, что «…рабство по самой сути своей является благом, оплотом цивилизации и божественным институтом» («Американский вопрос в Англии», там же, т. 15, с. 313). Характеризуя роль труда рабов-африканцев, Маркс писал: «Без рабства нет хлопка, без хлопка нет современной промышленности. Рабство придало ценность колониям, колонии создали мировую торговлю, а мировая торговля — необходимое условие крупной машинной промышленности» (Письмо П. В. Анненкову, 28 декабря 1846, там же, т. 27, с. 408).

Колониальный раздел Африки, завершившийся в последней трети XIX в., означал неизбежное втягивание её, по словам Маркса, в «…международное разделение труда, превращающее одну часть земного шара в область преимущественно земледельческого производства для другой части земного шара как области преимущественно промышленного производства» («Капитал», там же, т. 23, с. 462). И хотя в Европе уже господствовал капитализм, сущность европейской колонизации Африки в новое время сводилась к внеэкономическому принуждению: на Африканском континенте сохранялись рабство и работорговля, различные формы принудительного труда.

Колониальные захваты служили, по Марксу, целям «…прямой эксплуатации страны и захвата огромных богатств» («Ост-Индская компания, ее история и результаты ее деятельности», там же, т. 9, с. 157). Эту же мысль Энгельс выразил так: колонизация «…находится просто на службе биржи, в интересах которой европейские державы несколько лет назад поделили Африку» («Дополнения к третьему тому «Капитала»», там же, т. 25, ч. 2, с. 486). Известно утверждение Маркса, что «…действительный центр денежного рынка — не только Соединенного королевства, но и всего мира — Лондон» (Письмо Н. Ф. Даниельсону, 10 апреля 1879, там же, т. 34, с. 288—89). В конце XIX в. Лондон сохранил это своё положение благодаря в первую очередь притоку трансваальского золота из Южной Африки. Европейские капиталисты в погоне за прибылью устремились в Африку. Как писал в начале 90-х гг. Энгельс, «Африка прямо сдана в аренду компаниям (Нигерия, Южная Африка, Германская Юго-Западная и Восточная Африка). Машоналенд и Наталь захвачены для биржи Родсом» («Дополнения к третьему тому «Капитала»», там же, т. 25, ч. 2, с. 486).

Маркс и Энгельс были исследователями первых массовых освободительных восстаний и народных войн в колониях Африки в XIX в.: народные войны за независимость Алжира под руководством Абд аль-Кадира в 1832—47, восстаний египетского народа в 1879—82 под руководством Орабипаши, ряда других антиколониальных выступлений африканских народов. Характеризуя, например, войну зулусского народа против британских войск, Энгельс отметил, что зулусы «…сделали то, на что не способно ни одно европейское войско. Вооруженные только копьями и дротиками», они в боях с британской пехотой не раз «…опрокидывали ее, несмотря на чрезвычайное неравенство в вооружении» («Происхождение семьи, частной собственности и государства», там же, т. 21, с. 98). Энгельс дал обстоятельный обзор военных действий Испании в Марокко в 1859—60 (см. «Ход войны с маврами», там же, т. 13, с. 571—76; «Война с маврами», там же, с. 577—81; «Война с маврами», там же, с. 587—92). Оказывая сопротивление колонизаторам, африканские народы выдвинули из своей среды немало талантливых руководителей. Так, Марксом были отмечены высокие качества государственного руководителя у правителя Египта Мухаммеда Али (см. «Русско-турецкие осложнения. — Ост-Индский вопрос», там же, т. 9, с. 202). Вместе с тем классики научного социализма показали и просчёты некоторых вождей антиколониальных войн. Так, Энгельс указал на то, что одной из причин поражения восстания египетского народа против британских колонизаторов в 1882 было отсутствие у его руководителей плана ведения войны. Анализируя национально-освободительные войны, Маркс и Энгельс показали, что кровавая бойня над африканскими народами усиливает реакцию в европейских метрополиях. Французские генералы, отмечал Энгельс, были не только палачами Алжира, но и с помощью «алжирских методов» жестоко расправлялись с рабочими Франции (см. «25 июня», там же, т. 5, с. 137).

В специальном исследовании, посвященном Алжиру, Энгельс изложил историю страны, дал характеристику её населения, климата и рельефа, проанализировал колон, политику Франции (см. «Алжир», там же, т. 14, с. 99—110).

На основании изучения фактического материала Маркс и Энгельс пришли к важным теоретическим обобщениям. Они установили, что колониальные захваты исторически присущи капиталистическому способу производства. Захват и эксплуатация колоний стали, с одной стороны, важнейшим средством ускорения перехода к промышленному капитализму в Европе и Северной Америке, фактором первоначального капиталистического накопления, с другой, — они нарушили самостоятельное развитие стран Африки, деформировали в них социально-экономические процессы, обрекли на длительный и мучительный процесс насильственного приспособления их примитивной экономики к мировому капиталистическому хозяйству. Основоположники марксизма были первыми революционерами-интернационалистами, призвавшими европейский пролетариат выступить против колониальной политики капитализма. Маркс сформулировал тезис: «Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи» («Конфиденциальное сообщение», там же, т. 16, с. 438). Маркс и Энгельс разработали научные основы революционной программы и тактики по национальному вопросу.

Творчески развивая марксизм, В. И. Ленин проанализировал и обобщил процессы в колониях в новых исторических условиях и создал учение о национально-колониальном вопросе, теорию единого потока пролетарских и антиколониальных революций. В трудах Ленина немало места отведено рассмотрению проблем Африканского континента. Уже в первом номере ленинской «Искры» дважды упомянута Южная Африка. Составляя свой «Опыт сводки главных данных всемирной истории после 1870 года», Ленин включил в него англозулусскую войну 1879, захват Францией Туниса в 1881, Великобританией Египта в 1882, Францией Мадагаскара в 1897, Берлинскую конференцию 1884—85, англо-бурскую войну 1880—81, англобурскую войну 1899—1902, войну с гереро 1904—07 и др. (см. «Тетради по империализму», Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 28, с. 670—87). В «Таблице колониальных захватов и войн» он зафиксировал захват Великобританией страны бечуанов (тсвана), «делёж Конго», открытие золота в Трансваале, войну Великобритании против матабеле, в разделе «Международные кризисы» выделил инцидент в Фашоде (там же, с. 489—95). Для Ленина колониализм был синонимом «…системы порабощения, грабежа и насилия» («Горючий материал в мировой политике», там же, т. 17, с. 177). Изучая политику колониализма в Африке, Ленин свои размышления выражает лаконичными фразами; «Делят Африку», «Грабят Африку», «Делят Конго», «Делят Уганду», «Англия и Франция делят Африку» (см. «Тетради по империализму», там же, т. 28, с. 489, 492, 676, 680). Оценивая планы Италии захватить Эфиопию, он писал, что Италия превратилась в страну «…грубой, отвратительно реакционной, грязной буржуазии, у которой текут слюнки от удовольствия, что и ее допустили к дележу добычи» («Империализм и социализм в Италии», там же, т. 27, с. 15). Ленин дал меткие оценки колонизаторам Африки. По его словам, С. Роде и Дж. Чемберлен — люди, «…применявшие империалистическую политику с наибольшим цинизмом». О Родсе он писал: «…миллионер, финансовый король, главный виновник англо-бурской войны» («Империализм, как высшая стадия капитализма», там же, т. 27. с. 375—76). Бельгийского короля Леопольда II характеризовал как делягу, финансиста, афериста, купившего себе Конго (см. «Тетради по империализму», там же, т. 28, с. 502). Ленин отметил неслыханные зверства, сопровождавшие колониальные захваты в Африке: «…с этими народами вели войны такого сорта: они были безоружны, а их расстреливали из пулеметов» («Война и революция», там же, т. 32, с. 86). Это было похоже на «…самое зверское избиение, истребление безоружных народов» (там же, с. 80). Указывая на истребительный характер колониальных войн, Ленин подчеркнул, что «гереро “большей частью уничтожены” (sic!)» («Тетради по империализму», там же, т. 28. с. 665). Триполитанская война 1911—12 в Ливии, по Ленину, — это «…бесстыдный буржуазный грабеж и грязное дело избиения африканских туземцев в Триполи при помощи усовершенствованных смертоносных орудий» («Съезд итальянских социалистов», там же, т. 21, с. 409). Ленин показал, что завоевать африканские народы — не значит покорить их. «Их будут долго еще “цивилизовать”, — писал он, — штыком, пулей, веревкой, огнем, насилованием женщин» («Конец войны Италии с Турцией», там же, т. 22, с. 114).

Пример Африки Ленин использовал, чтобы раскрыть экономическую сущность империализма. Колониальные державы, отмечал он, получают громадную дань с Азии и с Африки (см. «Империализм и раскол социализма», там же, т. 30, с. 167). Ведущим колониальным хищником была Великобритания, которая, по словам Ленина, эксплуатирует «…самым бесстыдным, крепостническим образом триста миллионов населения в Индии, десятки миллионов в Египте и других колониях» («Съезд “британской социалистической партии”», там же, т. 23, с. 156). Африканские колонии обеспечивали высокие прибыли для финансового капитала метрополий. Банки, писал Ленин, получают обычно 10% прибыли от внешних займов, но «…от мароккского (1904) в 621/2 млн. —183/4%» («Империализм, как высшая стадия капитализма», там же, т. 27, с. 351). Англо-бурскую войну он охарактеризовал как войну «ради наживы кучки капиталистов» («Китайская война», там же, т. 4, с. 379—80). Анализируя систему эксплуатации, установленную в Южной Африке, Ленин писал о «гнусности без числа со стороны английских капиталистов, хозяев рудников и правительства» («Тетради по империализму», там же, т. 28, с. 573).

Ленин сформулировал тезис о неизбежности войн за передел мира в эпоху империализма. «…Когда 9/10 Африки оказались захваченными (к 1900 году), когда весь мир оказался поделенным, — писал он, — наступила неизбежно эра монопольного обладания колониями, а следовательно, и особенно обостренной борьбы за раздел и передел мира» («Империализм, как высшая стадия капитализма», там же, т. 27, с. 422). Он отмечал, что вооруженная борьба за передел колоний и сфер влияния неизбежна поскольку капитал метрополий уже не в состоянии «…беспрепятственно увеличивать колонии и захватывать в Африке и т. п. незанятые земли» («Крах II Интернационала», там же, т. 26, с. 231). Одной из ведущих черт империализма Ленин считал противоречие между колониальными державами и угнетёнными народами. Он предвидел неизбежность подъёма освободительного движения в Африке, «Всякий национальный гнет, — писал он, — вызывает отпор в широких массах народа, а тенденция всякого отпора национально угнетенного населения есть национальное восстание» («О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»», там же, т. 30, с. 113). Следовательно, «…неизбежно будут национальные войны с их стороны (народов колоний. — Авторское) против империализма» («О брошюре Юниуса», там же, с. 7).

Ленин открыл закономерности освободительной борьбы угнетённых народов, определил основные пути завоевания независимости. Сформулированное им положение о праве наций на самоопределение оказало огромное влияние на освободительные движения в Азии и Африке, способствовало приобщению к революционному движению угнетённых масс в колониальных странах. В набирающих силу национальных движениях в колониях Ленин видел огромный революционный потенциал. Он доказал, что колониальные народы перестали быть пассивным объектом исторического развития, что они пробудились в качестве самостоятельной, и притом революционной, силы, которая всё в большей мере будет влиять на судьбы остального мира. Если раньше социалисты полагали, что рабочий класс метрополий принесёт освобождение колониям, то Ленин указал, что эти два отряда мирового революционного процесса являются естественными союзниками, что борьба каждого из них служит интересам другого, и выступил за создание общего фронта рабочего класса стран Европы и национально-освободительных сил колониальных народов.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство по инициативе Ленина приняло несколько документов, сыгравших исключительную роль в подъёме освободительного движения на Африканском континенте. В составленном Лениным Декрете о мире (8 ноября 1917) осуждались любые формы агрессии, провозглашалось равноправие больших и малых народов. Принятая 15 ноября 1917 Декларация прав народов России отменила все национальные ограничения. В обращении «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (3 декабря 1917) Советская Россия заявила о поддержке справедливой борьбы угнетённых народов за национальную свободу. 30 декабря 1917 Советская Россия выступила с предложением предоставить право на самоопределение народам Ирландии, Египта, Индии, Мадагаскара, Индокитая и т. д. 5 декабря 1919 7-й Всероссийский съезд Советов в постановлении «Об угнетаемых нациях» записал, что Советская Россия является опорой колониальных народов в их борьбе «за освобождение от национального гнета». Советское правительство, возглавляемое Лениным, выдвинуло предложение о том, «…чтобы негритянские, как и другие колониальные народы, участвовали на равной ноге с европейскими народами в конференциях и комиссиях и имели право не допускать вмешательства в свою внутреннюю жизнь» («Письмо Г. В. Чичерину», там же, т. 45, с. 36).

В первые годы Советской власти национально-колониальная проблема в Африке по-прежнему занимала важное место в творчестве Ленина. Он проявлял большой интерес, в частности, к событиям в Южной Африке. Оценивая восстание 1922 в Витватерфанде, Ленин подчеркнул, что Южная Африка «напомнила о своей претензии быть людьми, а не рабами, и напомнила не совсем “парламентски”» («К десятилетнему юбилею “Правды”», там же, т. 45, с. 175), Ленин внёс большой вклад в рассмотрение национально-колониального вопроса в Коминтерне, сыгравшем существенную роль в поддержке национально-освободительной борьбы народов Африки. Он разработал теорию, стратегию и тактику национально-освободительной революций и войн в эпоху общего кризиса капитализма. Анализируя проблему расстановки и соотношения классовых и социальных сил в национально-освободительном движении, Ленин указывал на серьёзные демократические потенции крестьянства и части национальной буржуазии в колониальных странах. Он практически поставил вопрос, теоретически намеченный Марксом и Энгельсом, о возможности развития к социализму колониальных народов, минуя капитализм.

Ход истории подтвердил верность научных выводов Маркса, Энгельса и Ленина, которые обосновали неизбежность гибели колониализма, доказали объективную общность интересов борьбы колониальных народов за национальное освобождение с борьбой международного рабочего класса против всех видов социального и национального гнёта. После победы Октябрьской революции, и особенно после разгрома фашизма во 2-й мировой войне и образования мировой системы социализма, национально-освободительные революции стали основным средством решения национально-колониального вопроса. Опираясь на поддержку стран социалистического содружества, всего прогрессивного человечества, народы Африки сбросили господство колонизаторов и обрели независимость. Ряд стран стал на некапиталистический путь развития.

Сочинения:
Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 23;
Предметный указатель ко 2 изд. Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, с. 55;
Маркс К. и Энгельс Ф., О колониальной системе капитализма. [Сб.], М., 1959;
Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полное собрание сочинение, 5 изд., т. 27;
его же, II конгресс Коммунистического Интернационала. Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам 26 июля, там же, т. 41;
Справочный том к Полн. собр. соч. В. И. Ленина, ч. 1, с. 36;
его же, О национальном и национально-колониальном вопросе. [Сб.], М, 1956.

Литература:
Декреты Советской власти, т. 1,6. М., 1957—73;
Основоположники марксизма-ленинизма о странах Африки, в кн.: Библиография Африки, в. 1, М., 1964, с 7—10;
Брутенц К. Н., Современные национально-освободительные революции, М., 1974;
Великий Октябрь и Африка, М., 1980;
Дэвидсон А. Б., Южная Африка Становление сил протеста. 1870—1924, М, 1972;
Ким Г. Кауфман А., Ленинизм и национально-освободительное движение, М., 1969;
Коминтерн и Восток. Борьба за ленинскую стратегию и тактику в национально-освободительном движении, М., 1969;
Революционный процесс на Востоке История и современность, М., 1982;
Ульяновский Р. А., Очерки национально-освободительной борьбы. Вопросы теории и практики, М., 1976;
его же, Победы и трудности национально-освободительной борьбы, М., 1985;
Шаститко П. М., Ленинская теория национально-колониального вопроса, М., 1979.

М. Ю. Френкель.


Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. . 1986-1987.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И." в других словарях:

  • Маркс К., Энгельс Ф. о языке — Маркс К., Энгельс Ф. о языке. Основоположники научного коммунизма обосновали материалистическое учение о языке как общественном явлении и практическом сознании, поставили и разрешили ряд фундаментальных вопросов происхождения и функционирования… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ЭНГЕЛЬС —         (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, 5. 8. 1895, Лондон), гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс… …   Философская энциклопедия

  • Маркс — Биография. Учение Маркса. Философский материализм. Диалектика. Материалистическое понимание истории. Классовая борьба. Экономическое учение Маркса. Стоимость. Прибавочная стоимость. Социализм. Тактика классовой борьбы пролетариата …   Литературная энциклопедия

  • Энгельс Фридрих — Энгельс (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, ‒ 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и соратник К. Маркса. Э. родился в семье текстильного фабриканта. Отец Э.,… …   Большая советская энциклопедия

  • Маркс Карл — Маркс (Marx) Карл (5.5.1818, Трир, ‒ 14.3.1883, Лондон), основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение М. раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению… …   Большая советская энциклопедия

  • МАРКС — (Marx) Карл, полное имя Карл Генрих (1818 1883) нем. философ, социолог и экономист, один из наиболее глубоких критиков капитализма и основателей современного социализма. Творчество М. оказало серьезное воздействие на социальную мысль и социальные …   Философская энциклопедия

  • Ленин, Владимир Ильич — Ленин В. И. (Ульянов, 1870—1924) — род. в Симбирске 10 (23) апреля 1870 г. Отец его, Илья Николаевич, происходил из мещан гор. Астрахани, лишился отца в возрасте 7 лет и был воспитан старшим братом, Василием Николаевичем, которому и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ленин — I. Биография. II. Ленин и литературоведение. 1. Постановка проблемы. 2. Философские воззрения Л. 3. Учение Л. о культуре. 4. Теория империализма. 5. Теория двух путей развития русского капитализма. 6. Воззрения Л. на отдельных русских писателей.… …   Литературная энциклопедия

  • Маркс Карл — (Marx) (1818 1883), мыслитель и общественный деятель, основоположник марксизма. В 1835 1841 учился на юридическом факультете университетов в Бонне и Берлине. С 1843 в Париже. Участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и… …   Энциклопедический словарь

  • МАРКС — (Marx) Карл (5.5.1818 14.3. 1883), основоположник научного коммунизма, диалектич. и историч. материализма, науч. политэкономии, основатель и руководитель первых междунар. пролетарских орг ций, учитель и вождь международного пролетариата.… …   Демографический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»