- макам
мака́м (араб. место, позиция), одно из основных теоретических понятий в арабской музыке. Впервые встречается в трудах А. Н. М. Фараби (X в.), Сафи ад-Дина (XIII в.). Термин имеет несколько значений, в том числе:
1) М. универсальный принцип развития, лежащий в основе любого процесса звукореализации в арабской классической музыке. Программирует психоэмоциональный строй композиции, её лад, тип мелодичной линии, метроритмику, характер изложения музыкального материала, основанный на обыгрывании нескольких типичных для данного М. мелодии, ячеек (модусов). Наиболее последовательно принцип М. воплощается в таксиме (вид сольной инструментальной музыки).
2) Частное (и в то же время наиболее распространённое) значение М. как лада. К XVIV в. в арабской музыке насчитывалось свыше 200 (по другим данным, 100) ладов М., из которых употребляется 3040. Согласно классификации, принятой в 1959 Комитетом по исследованию арабской музыки, арабская ладовая система включает 9 семейств (по другой классификации 8): аджам, нахаванд, раст, баяти, саба, хиджаз, корд, сика, нава-асар.
Литература:
Хасан Аммар Фарук, Ладовые принципы арабской музыки и их воплощение в жанрах устной традиции, Баку, 1975 (автореферат);
Spector G., Classical ud music In Egypt with special reference to maqamat, «Ethnomusicology», 1970, v. 14 № 2;
Touma H., Die Muslk der Araber, Wilhelmshaven, 1975;
Elsner J., Zum Problem des Maqam, «Acta musicologica», 1975, v. 47, f. 2.О. В. Русанова.
Энциклопедический справочник «Африка». - М.: Советская Энциклопедия. Главный редактор Ан. А. Громыко. 1986-1987.